Постановление Правительства Орловской области от 16.08.2013 N 275 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2014 - 2016 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2013 г. № 275

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014 - 2016 ГОДЫ

В целях содействия социальному и экономическому развитию Орловской области с учетом принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также реализации положений статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 83 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2014 - 2016 годы согласно приложению.
2. Департаменту финансов Орловской области (В.Г. Щипкова) обеспечить составление проекта бюджета Орловской области с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2014 - 2016 годы.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований области обеспечить разработку проектов местных бюджетов с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" и основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2014 - 2016 годы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития Ю.Н. Парахина.

Председатель Правительства
Орловской области
А.П.КОЗЛОВ





Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 16 августа 2013 г. № 275

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014 - 2016 ГОДЫ

Основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2014 - 2016 годы (далее также - бюджетная политика) сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", а также с учетом положений Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации.
Бюджетная и налоговая политика Орловской области определяет основные ориентиры и стратегические цели развития Орловской области на трехлетний период и направлена на обеспечение роста экономического потенциала Орловской области, приоритетное исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, адресное решение социальных задач, повышение качества государственных услуг, достижение конкретных общественно значимых результатов.

I. Основные направления
налоговой политики Орловской области

Бюджетная и налоговая политика Орловской области в период 2014 - 2016 годов будет направлена на сохранение и увеличение доходного потенциала, в том числе за счет сохранения поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, направленную на рост налогового потенциала экономики области.
Приоритетными задачами в области налоговой политики в 2014 - 2016 годах являются:
1. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности, использование права предоставления льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество юридических лиц категориям налогоплательщиков, осуществляющих масштабные инвестиции в экономику области.
2. Продолжение работы по систематизации действующих налоговых льгот, мониторинг их эффективности и оценки на предмет возможной отмены в случае недостижения предполагаемого результата от их предоставления.
3. Совершенствование налогового администрирования, актуализация баз данных, сокращение недоимки по региональным и местным налогам.
4. Подготовка к введению местного налога на недвижимость и налогообложению престижного потребления. Проведение кадастровой оценки объектов недвижимости, находящихся в собственности Орловской области, для формирования налоговой базы (при этом должны быть учтены социальная структура и сложившийся уровень доходов населения, исключен факт роста налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан).
5. Создание максимально благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем применения пониженной ставки по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, применения патентной системы налогообложения для определенных видов деятельности в соответствии с главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации.

II. Первоочередные направления
бюджетной политики Орловской области
в области расходов

Основные направления бюджетной политики Орловской области на 2014 - 2016 годы в области расходов:
1. Бюджетная политика на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на обеспечение сбалансированности расходных полномочий и финансовых ресурсов на их исполнение. Необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресным решением социальных проблем, повышением эффективности и качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.
2. На период 2014 - 2016 годов сохраняется формирование бюджета Орловской области на среднесрочный период - на очередной год и плановый период в формате "скользящей" трехлетки. Расходы должны планироваться на основе программно-целевого принципа. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, с 2014 года прекращается реализация долгосрочных областных целевых программ. Продолжение реализации предусмотренных в них мероприятий будет осуществляться в рамках государственных программ Орловской области.
3. Сохранение приоритетного финансового обеспечения отраслей социальной сферы: "Образование", "Культура", "Здравоохранение", "Социальная политика", "Физическая культура и спорт" при безусловном исполнении указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года).
4. Планирование и финансирование расходов бюджета исключительно на основании законности с учетом разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. Своевременное и в полном объеме исполнение социальных обязательств области с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот гражданам с учетом нуждаемости.
6. Стимулирование бюджетных, автономных и казенных учреждений к повышению качества и доступности оказываемых ими государственных услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, проведение структурных и институциональных изменений в отраслях социальной сферы.
7. Оптимизация сети государственных учреждений, поэтапное совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы в рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
8. Принятие решений и разработка законодательных и иных нормативных правовых актов только при наличии соответствующих доходных источников для их реализации с учетом последствий для бюджетной системы области не только в очередном году и плановом периоде, но и за его пределами.
9. Усиление финансового контроля прежде всего главными распорядителями бюджетных средств.
Для обеспечения основных направлений бюджетной политики необходимо следующее:
1) продолжить практику бюджетного планирования, ориентированного на результат, разграничения действующих и принимаемых обязательств, безусловного исполнения действующих обязательств, реализации уже принятых решений. В случае принятия решения о прекращении или реструктуризации действующих расходных обязательств необходимо своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты, определяющие эти обязательства и их объемы, до представления проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Орловский областной Совет народных депутатов;
2) исключить практику увеличения расходов по действующим, обоснованным ранее решениям, повысить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за финансово-экономическое обоснование инициируемых ими новых расходных обязательств;
3) обеспечить финансирование расходов на реализацию государственных программ с учетом их оптимизации и социальной значимости, а также с учетом возможности привлечения в качестве софинансирования дополнительных средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
4) продолжить практику предоставления адресной социальной поддержки населению с целью обеспечения реализации социальных гарантий, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством, с учетом изменения расходных полномочий;
5) устанавливать тарифы на содержание, ремонт жилья и оплату коммунальных услуг исходя из необходимости 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан;
6) главным распорядителям осуществлять контроль за соблюдением государственными учреждениями лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов с целью обеспечения в приоритетном порядке соблюдения общих требований по энергоэффективности;
7) продолжить в 2014 - 2016 годах политику, направленную на оптимизацию структуры государственного долга, сокращение объемов заимствований, обеспечение экономической и бюджетной эффективности государственных заимствований и исполнение обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств Орловской области;
8) продолжить совершенствование форм и методов финансового контроля в системе органов исполнительной власти, усилив предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере образования в 2014 - 2016 годах будут являться:
1) повышение качества и доступности образования для граждан с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей;
2) обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в рамках перехода образовательных организаций Орловской области к реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
3) укрепление материально-технической базы учреждений образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, ликвидация ветхих и аварийных объектов образования;
4) повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования;
5) модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования (обновление оборудования столовых и спортзалов, автопарка, компьютерной техники, организация дистанционного образования и др.);
6) обеспечение условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, защиту прав личности, психологический комфорт и безопасность участников образовательного процесса;
7) формирование нового поколения педагогических работников в необходимом количестве и соответствующей квалификации, повышение квалификации педагогических работников, развитие их профессиональных компетенций для решения задач инновационного развития;
8) внедрение системы экономической и социальной мотивации труда работников образования, гибкой системы заработной платы преподавателей, выводящей ее на уровень средней заработной платы по экономике региона и стимулирующей качество работы;
9) обеспечение государственной поддержки талантливой молодежи в целях развития творческого, научного и профессионального потенциала;
10) совершенствование системы психолого-медико-социального сопровождения обучающихся (воспитанников);
11) развитие методической базы служб психолого-медико-социального сопровождения обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях;
12) материально-техническое оснащение служб психолого-медико-социального сопровождения обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях;
13) проведение мероприятий по оздоровительной кампании детей.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере здравоохранения в 2014 - 2016 годах будут являться:
1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
2) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
3) развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
4) повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
5) развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
6) обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
7) обеспечение системы здравоохранения мотивированными и высококвалифицированными кадрами;
8) обеспечение системности организации охраны здоровья.
Основными направлениями политики в сфере социальной защиты населения в 2014 - 2016 годах будут являться:
1) обеспечение максимального охвата жителей Орловской области, нуждающихся в различных видах социальной помощи и поддержки, социальными услугами;
2) повышение качества предоставляемых услуг и уровня удовлетворенности граждан пожилого возраста и инвалидов в востребованных социальных услугах;
3) повышение качества предоставляемых услуг и уровня удовлетворенности несовершеннолетних и семей с детьми в востребованных социальных услугах;
4) повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям Орловской области;
5) реализация дополнительных гарантий прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Основными направлениями политики в сфере культуры в 2014 - 2016 годах будут являться:
1) реализация указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 375 "О проведении в Российской Федерации Года культуры";
2) сохранение объектов культурного наследия Орловской области;
3) развитие образовательных учреждений сферы культуры, поддержка молодых дарований Орловской области;
4) адресная поддержка и развитие профессионального искусства, литературы и творчества, творческих отделений и союзов;
5) совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания;
6) поддержка и развитие театрального искусства;
7) поддержка и развитие музейной деятельности;
8) обеспечение условий для художественного и народного творчества, совершенствование культурно-досуговой деятельности;
9) нормативно-правовое и информационное обеспечение отрасли культуры;
10) информационно-издательская деятельность учреждений культуры.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере физической культуры и спорта в 2014 - 2016 годах будут являться:
1) развитие массового спорта;
2) развитие профессионального спорта и спорта высших достижений;
3) развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями;
4) развитие учреждений сферы физической культуры и спорта;
5) развитие образовательных учреждений спортивной направленности.
В целях стимулирования инновационного развития необходимо продолжить:
1) государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства;
2) поддержку научных исследований, проводимых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
3) развитие индустриальных парков.
Одним из важнейших направлений расходов остается финансовое обеспечение программы развития и укрепления социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области при строительстве объектов социального комплекса и инфраструктурных объектов.
В рамках реализации плана мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия основания города Орла, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 330-р, будет производиться софинансирование мероприятий, определенных вышеуказанным планом.
Продолжится государственная поддержка сельскохозяйственных производителей. Расходы бюджета должны обеспечивать необходимый уровень софинансирования средств, поступающих из федерального бюджета на реализацию расходных обязательств Орловской области по данному направлению.
Будет продолжена реализация мероприятий, способствующих улучшению жилищных условий населения. Необходимо предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, граждан, проживающих в сельской местности, и других категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Орловской области.
Следует продолжить работу по привлечению средств из государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит улучшить жилищные условия граждан, проживающих в аварийном жилье, а также продолжить работу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов на территории Орловской области.

III. Политика в области межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения в 2014 - 2016 годах будут строиться с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и, следовательно, изменением бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области по формированию расходов соответствующих бюджетов, а также формированию доходной базы областного и местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 1 января 2014 года из местных бюджетов в областной бюджет принимаются расходные обязательства, связанные с финансированием вопросов дошкольного образования (расходы на оплату труда педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек) по нормативам, установленным Правительством Орловской области. Одновременно из областного бюджета в местные бюджеты передается часть обязательств по финансированию муниципальных общеобразовательных организаций (присмотр и уход за детьми, содержание детей).
В соответствии с основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2014 - 2016 годы с 2014 года предусматривается увеличение с 80 до 85 процентов норматива зачисления доходов от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджеты субъектов Российской Федерации. Одновременно с 20 до 15 процентов сокращается размер норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, передаваемых в местные бюджеты из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования.
С 1 января 2014 года органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.
Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований. Одновременно решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете) в местных бюджетах будут созданы муниципальные дорожные фонды.
Межбюджетные отношения в Орловской области в 2014 - 2016 годах будут строиться в рамках подпрограммы "Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Орловской области" государственной программы Орловской области "Управление государственными финансами Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 13 сентября 2012 года № 323 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Управление государственными финансами Орловской области" на 2013 - 2016 годы". Данная программа остается основным инструментом достижения целей межбюджетной политики в Орловской области: выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов), поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Сохранится нормативный подход к формированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, одним из основополагающих факторов которого является учет социальной структуры населения Орловской области.
Расчет и распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и формирование Областного фонда компенсаций будут осуществлены исходя из возможностей областного бюджета в объемах, обеспечивающих выплату заработной платы с учетом требований указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, расходов на содержание оптимизированной действующей бюджетной сети, включая расходы на оплату коммунальных услуг с учетом роста тарифов, на организацию отдыха детей в каникулярное время и других расходов в рамках исполняемых полномочий.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации будет проводиться постоянный мониторинг финансового положения муниципальных образований, изменений основных параметров их бюджетов, структуры расходов, муниципального долга. Также муниципальным образованиям области будет оказываться методическая помощь, в том числе в части, касающейся управления муниципальными финансами.
Предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета будет осуществляться исключительно при соблюдении органами местного самоуправления условий, определенных бюджетным законодательством, с применением к его нарушителям мер принуждения, предусмотренных действующим законодательством.
Посредством предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета по-прежнему будет оказываться содействие органам местного самоуправления в финансировании дефицита местных бюджетов и покрытии временных кассовых разрывов в целях обеспечения решения вопросов местного значения, определенных законодательством Российской Федерации.

IV. Политика в сфере управления государственным долгом

С учетом заявленных на федеральном уровне приоритетов в социальной сфере долговая политика области на период 2014 - 2016 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета и недопущение неоправданного роста государственного долга.
Государственные заимствования в среднесрочной перспективе будут оставаться основным источником финансирования дефицита областного бюджета. В связи с этим актуальным остается проведение ответственной долговой политики.
В целях осуществления эффективного управления государственным долгом необходимо:
1) привлечение кредитных ресурсов в кредитных учреждениях Российской Федерации в виде кредитных линий, что позволяет осуществлять заимствования по мере необходимости при отсутствии средств на едином счете бюджета с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
2) привлечение бюджетных краткосрочных кредитов на кассовый разрыв из федерального бюджета;
3) погашение кредитных ресурсов ранее сроков, установленных кредитными договорами и соглашениями;
4) приоритетное привлечение бюджетных кредитов с использованием преимущества низких ставок в сравнении с кредитными организациями;
5) управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета с целью снижения привлечения заемных средств;
6) предоставление гарантий юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, имеющие высокую социальную, бюджетную эффективность.


------------------------------------------------------------------