Постановление Администрации Ливенского района от 01.03.2013 N 77 "О внесении изменений в постановление Администрации Ливенского района от 15 июля 2010 года N 151 "Об утверждении районной долгосрочной целевой программы "Развитие торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г."



АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2013 г. № 77

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА
ОТ 15 ИЮЛЯ 2010 ГОДА № 151 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА НА 2011 - 2013 Г. Г."

В целях упорядочения программных мероприятий районной долгосрочной целевой программы "Развитие торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г.", утвержденной постановлением Администрации Ливенского района от 15 июля 2010 года № 151, администрация Ливенского района постановляет:

1. Внести изменения в постановление Администрации Ливенского района от 15 июля 2010 года № 151 "Об утверждении районной долгосрочной целевой программы "Развитие торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г.", изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
3. Управлению организационно-кадровой, контрольной работы и информационно-документального обеспечения администрации Ливенского района (Болотская Н.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Ливенский край" и разместить на официальном сайте Ливенского района.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социально-экономическим вопросам Л.И. Калинину.

Глава района
Ю.Н.РЕВИН





Приложение
к постановлению
Администрации Ливенского района
от 1 марта 2013 г. № 77

ПАСПОРТ
районной долгосрочной целевой программы
"Развитие торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г."

Наименование программы:
Районная долгосрочная целевая программа "Развитие торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г." (Далее - Программа). Программа является логическим продолжением Программы "Реформирование и развитие торговли Ливенского района до 2008 г." и разработана на основе принципов преемственности, с учетом позитивных, количественных и качественных изменений, достигнутых в развитии районного потребительского рынка на этапе реформирования торговой сферы.
Основание для разработки Программы:
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Заказчик Программы:
Глава Ливенского района
Основной разработчик Программы
Отдел по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов администрации района
Сроки реализации Программы
2011 - 2013 г. г.
Цели и задачи Программы
- Дальнейшее формирование целостной системы экономического регулирования развития торговли района, обеспечение высокого качества торгового обслуживания населения района, внедрение прогрессивных технологий продаж, использование современных форм торгового менеджмента, укрепление материально-технической базы, создание социально-экономических условий для обеспечения на муниципальном уровне приоритетных направлений торговли и общественного питания, дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в торговой сфере, обеспечение муниципальной поддержки социально-значимых направлений в развитии торговли в Ливенском районе;
- формирование законодательной базы, определяющей основу взаимодействия органов власти и субъектов потребительского рынка, устанавливающие единые подходы государственного регулирования отраслевой деятельности торговых организации различных форм собственности;
- повышение эффективности функционирования и развития субъектов потребительского рынка на основе применения прогрессивных инновационных решений;
- стабилизация хозяйственно-финансовой деятельности и переход системы потребительской кооперации к стадии устойчивого роста основных отраслей деятельности, восстановление ее традиционной роли в обслуживании сельского населения района;
- привлечение и рациональное использование ресурсной базы субъектов потребительского рынка;
- создание благоприятного инвестиционного климата для развития предпринимательской деятельности в сфере торгового обслуживания населения;
- обеспечение действенного государственного надзора и контроля за деятельностью торгующих структур;
- систематизация мер по ЗПП;
- продвижение на потребительском рынке продукции производства местных товаропроизводителей;
- внедрение новых прогрессивных форм торговли;
- проведение имущественно-земельной и инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, поддерживающей необходимые преобразования в торговой сфере;
- совершенствование кадрового обеспечения отрасли;
- развитие информационной инфраструктуры;
- расширение деловых возможностей предприятий торговли;
- стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
Основные мероприятия Программы
Развитие торговли в Ливенском районе на 2011 - 2013 годы будут определять следующие направления:
- дальнейшее развитие материально-технической базы торговли на основе рационального размещения вновь вводимых предприятий и реконструкции уже имеющихся помещений;
- создание информационной системы, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг потребительского рынка, проводить анализ и прогноз развития сферы торговли;
- решение проблемы занятости населения за счет создания рабочих мест в новых предприятиях торговли;
- привлечение к работе в отрасли молодых специалистов, профессионально подготовленных к работе в современных условиях.
Исполнители Программы:
Отдел по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов администрации района, управление образования, управление муниципального имущества, МРИ ФНС № 3 России по г. Ливны и Ливенскому району (по согласованию), КУ ОО "Центр занятости населения Ливенского района" (по согласованию), Ливенское райпо (по согласованию), предприниматели (по согласованию)
Объемы и источники финансирования Программы:
Финансирование Программы осуществляется за счет собственных средств Ливенского Райпо и предпринимателей Ливенского района, из них:
2011 год - 11,6 млн. рублей;
2012 год - 9,2 млн. рублей;
2013 год - 8,7 млн. рублей.
Общий прогнозируемый объем финансирования Программы составляет: 29,5 млн. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
В результате выполнения мероприятий, изложенных в Программе развития торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г., ожидается:
- обеспечение стабилизации и поступательного увеличения объема розничного товарооборота с темпами прироста в пределах до 160,5% в год;
- сбалансированное развитие отдельных звеньев торговой системы на принципах видового разнообразия субъектов торговой деятельности;
- дальнейшее совершенствование материально-технической базы торговли и общественного питания;
- формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для местных товаропроизводителей;
- рационализация системы государственного регулирования деятельности торговых организаций различных форм собственности;
- укрепление нормативно-правовой базы развития торговли;
- формирование структурно согласованной финансово-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Система организации контроля за исполнением Программы
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации района по социально-экономическим вопросам;
ответственность за исполнение мероприятий Программы несет отдел по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов администрации района.

I. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА НА 2006 - 2008 Г. Г." И МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВЛИ ЗА 2009 ГОД

Анализ итогов реализации Программы "Реформирование и развитие торговли Ливенского района на 2006 - 2008 г. г." свидетельствует о том, что в районе сформирована и успешно проводится в жизнь базовая концепция совершенствования торгового обслуживания населения с положительной динамикой увеличения объемов торговых услуг, насыщенностью потребительского рынка товарами народного потребления, укрепления материально-технической оснащенности торговых объектов, кадрового потенциала; продвижение на потребительском рынке продукции производства местных товаропроизводителей.
Торговое обслуживание сельского населения численностью 33145 человек осуществляют 110 магазинов, из них 50 магазинов системы потребкооперации, 60 магазинов индивидуальных предпринимателей, с торговыми площадями 4392,2 кв. м; 5 предприятий мелкорозничной сети.
Структура общественного питания представлена 65 предприятиями торговли, в т.ч. - 4 кафе и закусочными Райпо, 26 - столовыми сельхозпредприятий, 1 - промышленной столовой, 29 - школьными столовыми, 5 - кафе и закусочными индивидуальных предпринимателей с общим количеством посадочных мест 2497 единиц.
Розничный товарооборот предприятиями торговли в 2009 году составил 587,0 млн. рублей в действующих ценах.
В структуре оборот розничной торговли в разрезе торгующих предприятий 60% занимают предприятия малого и среднего бизнеса, 21,5% Райпо, 18% сельхозпроизводители - через отпуска товаров физическим и юридическим лицам за счет заработной платы и натуроплаты, 0,5% продажа нефтепродуктов.
В структуре розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров составил 60,9%, непродовольственная группа товаров - 39,1%.
Население Ливенского района бесперебойно обеспечивается продуктами питания и непродовольственными товарами. Продажа товаров на одного жителя в 2009 году достигла 18243 рубля.
Развитие потребительского рынка района осуществляется в тесной увязке с социально-экономическими преобразованиями, намеченными администрацией района и предусмотренными в долгосрочных целевых программах.
Основой укрепления финансово-экономических показателей в торговле, роста заработной платы работников прилавка, стабилизации кадрового состава отрасли, углубления нормативно-правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов потребительского рынка явилась последовательная реализация политики администрации района, направленной на внедрение современных методов ведения торговли, структурное преобразование торговых сетей, за счет нового строительства - осуществлена замена металлических киосков и ларьков на современные магазины с усовершенствованным оборудованием и профессиональными работниками. Повысилась культура обслуживания.
Жителей района радуют открытые за последние годы современные торговые объекты индивидуальных предпринимателей в д. Екатериновка м-н "Восторг", с. Речица магазин "Речица", с. Бараново магазин "Березка", д. Моногарово магазин "Моногарово", д. Сосновка магазин "Татьяна", д. Мочилы магазин "Первомайский", д. Барково магазин "Идеал", д. Островок м-н "Островок", д. Барково магазин "У Кугана", магазины самообслуживания по системе Райпо с. Крутое, с. Сергиевское, п. Совхозный, с. Остров, новые предприятия общественного питания индивидуальных предпринимателей: кафе "Жемчужина" п. Сахзаводской, закусочная "У дяди Вани" п. Ямской выгон.
Сфера торговли остается инвестиционно привлекательной отраслью экономики.
На развитие материально-технической базы за этот период привлечено 30,2 млн. рублей инвестиций. За три прошедших года рыночных реформ сеть предприятий торговли возросла на 6,8%.
Успешное функционирование торговой сети позволяет решать проблему занятости населения. Здесь занято 365 человек. Таким образом торговая отрасль обеспечивает значительную часть трудового населения района торговыми местами.
Розничный товарооборот на 1 работника в 2009 году составил 1608 тыс. рублей. Выросла эффективность использования торговых площадей. Розничного товарооборота на 1 кв. м торговых площадей приходится 133,6 тыс. рублей. Производительность труда, ее интенсивность оказывают влияние на оплату труда. За отчетный период выросла среднемесячная заработная плата работающих и составила 9305 рублей.
В торговой сети за 2006 - 2008 годы создано дополнительно 23 новых рабочих места.
В розничной продаже товаров через прилавок доминирующее положение занимает потребкооперация. Сегодня в системе работает 170 человек. Главная цель кооперативов - обеспечить в меру своих возможностей достойный уровень жизни селян и, в первую очередь, жителям глубинки. Сельскому жителю гораздо труднее, чем горожанину, пользоваться многими достижениями цивилизации - порой даже самыми элементарными. Оборот потребкооперации в 2009 году составил 152,8 млн. рублей, что на - 2,6% ниже факта 2008 года. Объем продаж на 1 жителя составил 6470 рублей или 2,6% ниже факта 2008 года.
За 2009 год по системе Райпо открыто 2 магазина самообслуживания. Газифицировано 5 объектов торговли, произведен текущий ремонт на 15 объектах торговли. Приобретено торговое оборудование. Вложено инвестиций на общую сумму 4,9 млн. рублей.
Сегодня на смену привычным "сельпо" приходят современные магазины самообслуживания. Преимущества такой формы торговли очевидны: и покупателям удобно, и кооперативам выгодно - показатель товарооборота в магазинах с открытой выкладкой товара вырос в два раза.
За истекший период с 2006 - 2008 г. г. по системе Райпо был открыт магазин д. Моногарово, газифицировано 11 объектов. Закуплено 14 единиц торгового и холодильного оборудования. Произведен капитальный ремонт в 9 магазинах и текущий ремонт в 18 магазинах. Вложено 14,0 тыс. рублей капвложений.
Весомую роль в отрасли играют предпринимательские структуры. В районе функционирует 62 магазина индивидуальных предпринимателей, магазины с современным дизайном, с широким ассортиментом товара с численностью работников 187 человек, товарооборот в 2009 году составил 464 млн. рублей, что на 102,5% выше факта 2008 года.
За счет собственных средств индивидуальных предпринимателей в 2009 году было открыто 4 магазина, создано дополнительно 11 рабочих мест. Объем капвложений составил 6,7 млн. рублей. В 2009 году был закрыт 1 магазин в д. Здоровецкие Выселки, ввиду нерентабельности, с торговыми площадями 20 кв. м.
За счет средств индивидуальных предпринимателей за 2006 - 2008 г. г. было построено и введено в эксплуатацию 11 магазинов с современным дизайном, торговыми площадями 760 кв. м. Привлечено 16,2 млн. инвестиций.
С целью обеспечения жизнедеятельности системы в потребкооперации была расширена сфера производственной деятельности: хлебобулочные и кондитерские изделия, полуфабрикаты. Ассортимент только одних хлебобулочных изделий насчитывает более 20 наименований, и кооператоры стремятся его постоянно расширять, одновременно заботятся об улучшении качества продукции, для этого внедряются новые технологии, приобретается современное универсальное оборудование.
Открыт цех по изготовлению полуфабрикатов. Планируется производить различные виды полуфабрикатов в количестве 1 тонны в месяц.
Для удовлетворения потребностей жителей 46 отдаленных населенных пунктов товарами первой необходимости, согласно существующим правилам и нормам торговли, в районе 10 предпринимателей, занимающихся развозной торговлей. Районная администрация утверждает графики маршрута движения, ассортиментный перечень по доставке товаров в отдаленные населенные пункты.
Активное продвижение на внутреннем рынке нашла продукция местных товаропроизводителей. 60% в товарообороте занимает продукция ОАО "Завод сыродельный Ливенский", ОАО Агрофирма "Ливенское мясо", ООО "Ливенский хлеб", ООО "Ливенская кондитерская фабрика". Перерабатывающие предприятия постоянно совершенствуют технологию и обновляют выпускаемую продукцию с целью повышения ее реализации на внутриобластных рынках и за ее пределами. Для повышения спроса на свою продукцию проводят дегустацию выпускаемой продукции, перерабатывающие предприятия постоянно принимают участие во Всероссийских и оптовых ярмарках, где удостоены как золотых, так и серебряных медалей за свою продукцию.
Все это способствует тесной взаимосвязи перерабатывающей промышленности и розничной торговли района, так как продукция местных товаропроизводителей пользуется повышенным покупательским спросом.
В 2006 - 2008 году активно протекают процессы адаптации сети общественного питания в современной рыночной экономике.
Оборот в 2009 году в общественном питании составил 20,4 млн. рублей. Задействовано в общественном питании 188 человек. Товарооборот на одного работника основной профессии составил в 2009 году 108,5 тыс. рублей, на одно посадочное место приходится 27,6 тыс. рублей.
В 2009 году открыта школьная столовая в с. Остров с количеством посадочных мест 42 единицы. Создано дополнительно 2 рабочих места. Объем капвложений составил 160 тыс. рублей. Создано дополнительно в торговле и общественном питании 13 рабочих мест, этот показатель выше программного в 2,6 раза.
В 2006 - 2008 г. г. было открыто 1 кафе и 2 закусочные индивидуальных предпринимателей. На строительство и реконструкцию было освоено 2,6 млн. рублей. Дополнительно создано 64 посадочных места.
Для общепита по системе Райпо были приобретены 2 микроволновые печи (закусочная с. Росстани и с. Коротыш), 2 газовые печи, музыкальная аппаратура, посуда на общую сумму 10,0 тыс. рублей.
Для развития своего дела индивидуальными предпринимателями был взят кредит в сумме 1670 тыс. рублей в "Фонде регионального развития микрофинансирования малого и среднего предпринимательства".
Три предпринимателя прошли учебу и получили свидетельство по охране труда.
Два предпринимателя на территории Ливенского района арендуют недвижимое имущество, которое состоит из 15 нежилых помещений, общей площадью 431,3 кв. м.
Продано муниципального имущества 2 субъектам малого и среднего предпринимательства общей площадью - 308,4 кв. м.
Продлеваются действующие договора аренды без проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Сформированы перечни муниципального имущества, предназначенные для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Общая площадь свободных помещений, подлежащих передаче в долгосрочную аренду, составляет 167,9 кв. м.
Для поддержки малого и среднего предпринимательства при расчете арендной платы за земельные участки отменен коэффициент 2, т.е. арендная плата берется только по ставке земельного налога.
Корректирующим коэффициентом К2 снижен размер единого налога на вмененный доход. Малому бизнесу предоставлены льготы в зависимости от численности населения по месту осуществления предпринимательской деятельности.
В целом торговая сфера района работает рентабельно. Сумма прибыли в 2009 году составила 6,5 млн. рублей.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет составили 18,4 млн. рублей и 92,5% к уровню прошлого года.
В основном торговые предприятия района обеспечены подготовленными специалистами. Подготовкой кадров из числа незанятого населения занимается ОГУ "Центр занятости населения Ливенского района" на безвозмездной основе. В целях муниципального регулирования торговой сферы района и контроля работы торговых предприятий всех форм собственности в администрации района создан координационный Совет. В своей деятельности Совет руководствуется законодательными актами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами органов исполнительной и законодательной власти Орловской области, а также Положением о Координационном Совете при администрации Ливенского района по защите прав потребителей, качеству продукции, работ и услуг.
Ежеквартально проводятся совещания с представителями торговли и общественного питания, на которых рассматриваются итоги проверок контролирующими органами торговых предприятий района по соблюдению правил торговли и санитарных норм, ознакомление с новыми законодательными актами. В целях активизации работы по защите законных прав и интересов потребителей, усилением борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка в районе систематически проводится месячник по ЗПП, итоги которого рассматриваются на заседании Координационного Совета.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Определены наиболее существенные проблемы в области торговли и общественного питания:
- однако, общие проблемы товарного рынка остаются достаточно острыми и в нашем районе. Вопрос ценовой доступности товаров: четверть всех семей находится в высокой зависимости от растущих цен прежде всего на товары первой необходимости;
- назрела необходимость создания на селе сети предприятий общепита и магазинов или же отделов в них, рассчитанных на потребителей с невысокими доходами, неработающих по независящим от конкретного человека причинам;
- 28 малых населенных пунктов, с числом проживающих 10 - 50 человек, на сегодня никем не обслуживаются и, как правило, эти деревни расположены в труднодоступных местах с отсутствием дорог с твердым покрытием.

III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Экономические интересы сельского населения требуют обеспечить целостный подход по определению конкретных направлений деятельности всех торгующих структур, необходимость улучшения обеспечения сельского населения товарами повседневного спроса.
Целью Программы "Развитие торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г." является дальнейшее формирование целостной системы экономического регулирования развития торговли района, создания социально-экономических правовых условий для обеспечения на муниципальном уровне приоритетных направлений торговли и общественного питания.
Для достижения намеченной цели Программой определяются следующие задачи:
- формирование законодательной базы, определяющей основу взаимодействия органов власти и субъектов потребительского рынка, устанавливающей единые подходы государственного регулирования отраслевой деятельности торговых организаций различных форм собственности;
- повышение эффективности функционирования и развития субъектов потребительского рынка на основе применения прогрессивных инновационных решений;
- стабилизация хозяйственно-финансовой деятельности и переход системы потребительской кооперации к стадии устойчивого роста основных отраслей деятельности, восстановление ее традиционной роли в обслуживании сельского населения района;
- привлечение и рациональное использование ресурсной базы субъектов потребительского рынка;
- создание благоприятного инвестиционного климата для развития предпринимательской деятельности в сфере торгового обслуживания населения;
- обеспечение действенного государственного надзора и контроля за деятельностью торгующих структур;
- систематизация мер по защите прав потребителей.

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Необходимость улучшения обеспечения населения района товарами повседневного спроса требует обеспечить целостный подход конкретных направлений деятельности всех торгующих структур, дислоцированных в сельской местности, их участия в организации торгового обслуживания сельского населения. Основной предпосылкой этих процессов является необходимость улучшения обеспечения сельского населения товарами повседневного спроса, активизация коммерческой и деловой активности на селе.
Программа развития торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г. включает в себя комплекс мер, направленных на повышение эффективности управления торговыми предприятиями, финансового обеспечения их устойчивого функционирования и развития, рационализацию торговой сети и рост культуры обслуживания сельского населения.
В этих целях планируется продолжить работу по совершенствованию размещения и дальнейшему развитию материально-технической базы торговли.
По системе Райпо на 2011 - 2012 г. г. выполнены следующие мероприятия:
1. Открыт новый магазин самообслуживания в п. Набережный.

2. Ремонт 2 магазинов и перевод его в формат самообслуживания, замена торгового оборудования и холодильного оборудования д. Вахново и с. Троицкое.
3. Газификация 2 магазинов в д. Зубцово, д. Вахново.
4. Установка охранно-пожарной сигнализации в 15 магазинах. Дополнительно создано 5 рабочих мест.
С целью обеспечения жизнедеятельности системы в потребкооперации была расширена сфера производственной деятельности. В 2011 - 2012 годах увеличены объемы по выпуску продукции: за счет расширения ассортимента сдобы, наладить выпуск диетической, йодированной продукции, кондитерских изделий, черного хлеба из ржаной муки.
Организованы выезды на рынки г. Ливны и рынки других районов для продажи сельхозпродуктов, овощей, мяса, субпродуктов.
Увеличились объемы заготовительной деятельности.
В 2011 - 2012 годах индивидуальными предпринимателями построены и открыты магазины в населенных пунктах с. Св. Дубрава (Селин С.А.), п. Ямской Выгон (Митюрев В.С.), п. Набережный (ООО "Птичий Дворик"), с. Успенское (Брусов В.И.), с. Успенское (Брусов А.И.),с. Крутое (Мезенцева Т.А.).
Дополнительно создано 8 рабочих мест.
В 2011 - 2012 годах за счет собственных средств индивидуальных предпринимателей построено и открыто кафе "Каспий" в с. Крутое и кафе-мороженое - с. Успенское. Дополнительно создано 8 рабочих мест, с 120 посадочными местами.
Для развития торговли и общественного питания было освоено инвестиций в 2011 - 2012 годах в сумме 20,8 млн. рублей.
Для улучшения обслуживания сельского населения хлебобулочными и кондитерскими изделиями предусмотрена расширенная выпечка на мини-пекарнях ТнВ "Речица".
Для улучшения организации питания школьных столовых, потребкооперации своевременно производится доставка качественных продуктов с минимальной торговой надбавкой.
Перерабатывающими предприятиями района постоянно обновляется и будет в дальнейшем обновляться ассортимент выпускаемой продукции.
Постоянное участие перерабатывающих предприятий района во Всероссийских и оптовых ярмарках будет способствовать заключению договоров на поставку продукции местного производства как на внутриобластном рынке, так и за его пределы.

V. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Для развития торговли по системе Райпо на 2013 г. планируется за счет собственных средств:
- ремонт магазинов и перевод их в формат самообслуживания, замена торгового и холодильного оборудования 3-х магазинов в д. Здоровецкие Выселки, д. Росстани, с. Екатериновка - 3650 тыс. рублей инвестиций;
- газификация магазина в с. Успенское - предусмотрено инвестиций 150 тыс. рублей;
- установка охранной сигнализации в 23 магазинах - предусмотрено 920 тыс. рублей;
- проведение водопровода в 8 магазинах - предусмотрено 2000 тыс. рублей.
Для развития частной торговли в районе предусмотрено в 2013 году:
- открытие магазина в д. Росстани (Беспалова О.А.), освоить инвестиций в сумме 2000 тыс. рублей.
Общий прогнозируемый объем финансирования Программы составит 8720 тыс. рублей.

VI. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТРАСЛИ

Совершенствование работы торговых предприятий, повышение качества торгового обслуживания населения тесно связано с подготовкой квалифицированных кадров и формированием качественно новой системы управления предприятиями торговли. Решение проблем кадрового обеспечения торговой сферы предполагается осуществлять путем обновления действующей системы многоуровневого образования.
В этих целях предстоит:
- сформировать и постоянно обновлять информационный материал о фактическом, количественном и качественном составе кадров торговли, привлекать к работе в отрасли новые молодые кадры, профессионально подготовленные к работе в рыночных условиях;
- обеспечить участие практических работников системы Райпо в разработке профессиональных образовательных программ для сельских школ;
- обеспечить учет наличия профессиональной подготовки, систематического повышения квалификации, аттестации руководителей и специалистов отрасли при сертификации услуг розничной торговли и общественного питания в соответствии с установленными требованиями действующих стандартов;
- совместно с Центром занятости населения содействовать трудоустройству безработных, обучению их на бюджетной основе торговому делу, созданию новых рабочих мест на предприятиях торговли и общественного питания, созданию рабочих мест в период сезонной торговли;
- рекомендовать руководителям торговых предприятий и индивидуальным предпринимателям при приеме на работу учитывать наличие специального образования;
- для стимулирования работников прилавка 1 раз в год по системе Райпо и индивидуальных предпринимателей проводить смотры, семинары на лучшее предприятие, лучшего работника с вручением по их итогам денежных вознаграждений.

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Целью государственного регулирования торговли является обеспечение совершенствования хозяйственной деятельности отрасли, эффективное использование финансовых материальных и трудовых ресурсов через обеспечение оптимальных размеров предприятий, их соотношение и рациональное территориальное размещение.
В настоящее время в неполной мере решаются проблемы, возникающие в процессе насыщения местного потребительского рынка товарами, координации и регулирования, деятельности субъектов потребительского рынка всех форм собственности и защиты интересов производителей и потребителей.
В сложившихся условиях планируется:
- создать равные условия функционирования в торговле предприятий различных форм собственности, обеспечить оптимальное сочетание экономических и административных методов регулирования внутренней торговли на муниципальном уровне;
- обеспечить рациональное сочетание государственного регулирования основных направлений деятельности торговой сферы с широкой самостоятельностью, инициативной ответственностью предпринимательских структур, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах через рыночный механизм хозяйствования;
- упорядочить и координировать работу органов, осуществляющих контроль за работой торговых предприятий, обеспечить равный контрольный режим для всех субъектов торгового предпринимательства;
- на заседании Координационного Совета при администрации регулярно рассматривать результаты проведенных совместных мероприятий по контролю за соблюдением законодательства по ЗПП, с целью разработки предложений о принятии законодательных и нормативных актов, либо внесения изменений и дополнений, действующие законодательные и нормативные акты по вопросам ЗПП, а также повышение эффективности работы исполнительных органов власти в данной сфере;
- устанавливать льготы по местным налогам и тарифам для торговых предприятий, обслуживающих социально-незащищенные слои населения, бюджетную сферу;
- дальнейшее развитие материально-технической базы торговли на основе рационального размещения вновь вводимых предприятий и реконструкции уже имеющихся помещений;
- создание информационной системы, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг потребительского рынка, проводить анализ и прогноз развития сферы торговли;
- решение проблемы занятости населения за счет создания рабочих мест в новых предприятиях торговли;
- привлечение к работе в отрасли молодых специалистов, профессионально подготовленных к работе в современных условиях.

VIII. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ НАЛОГОВОЙ, ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Для стимулирования приоритетных направлений развития торговли следует осуществлять:
- разработку инвестиционных программ с учетом современного состояния потребительского рынка, при экономической целесообразности внедрять в практику новейшие научно-технические достижения;

- совершенствование и муниципальной налоговой политики в направлении развития ее стимулирующего действия и создания равных условий функционирования торговых организаций различных форм собственности;
- оказывать финансовую поддержку торговой сферы путем ее кредитования, в т.ч. рефинансирования средств и целевого их направления на выполнение комплексных программ в развитие торговли, прямого их инвестирования с целью создания новых рабочих мест;
- осуществлять финансирование комплексных программ развития отрасли за счет средств предприятия и инвесторов, привлечение кредитных ресурсов;
- консолидировать финансовые ресурсы (бюджеты, инвесторов, торгующих структур) для реконструкции, модернизации и развития торгующих объектов путем создания инвестиционных фондов, кредитования товарами и использования иных организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством.

IX. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

От реализации намеченных муниципальной Программой развития торговли Ливенского района на 2011 - 2013 г. г. ожидаются следующие положительные изменения показателей развития торговой сферы (к уровню 2009 года):
- рост объема розничного товарооборота на 160,5%;
- рост продажи товаров на 1 жителя на 165,2%;

- рост реализации товаров на 1 кв. м торговых площадей 149,2%;
- рост розничного товарооборота на 1 работника на 106,7%.
Показатели развития материально-технической базы:
- магазины - увеличение на 1 ед., торговая площадь которых составит 35 кв. м.
По результатам хозяйственной деятельности прогнозируется:
- увеличение прибыли на 123% к объему 2009 года;
- поступление налогов в территориальный бюджет намечено увеличить на 152%;
- объем инвестиционных вложений в развитие торговой сферы района составит 8720 тыс. рублей.





Приложение 1
к программе
"Развитие торговли Ливенского
района на 2011 - 2013 г. г."

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЙОННОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА НА 2011 - 2013 Г. Г."

Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Исполнители
Источники финансирования
(тыс. руб.)
Планируемые результаты
1. Развитие торговой сети
1. Открытие магазинов


Собственные ср-ва
Развитие торговой сети, рост объема розничного
с. Св. Дубрава
2011 год
Селин С.А. (по согласованию)
1300
п. Ямской Выгон
2011 год
Митюрев В.С. (по согласованию)
2217
п. Набережный
2011 год
ООО "Птичий дворик" (по согласованию)
1417
с. Успенское
2011 год
Брусов В.И. (по согласованию)
3717
п. Набережный
2012 год
Райпо (по согласованию)
618
с. Успенское
2012 год
Брусов А.И. (по согласованию)
1500
с. Крутое
2012 год
Мезенцева Т.А. (по согласованию)
3000
с. Росстани
2013 год
Беспалова О.А. (по согласованию)
2000
2. Ремонт магазинов и перевод их в формат самообслуживания, замена торгового и холодильного оборудования по системе Райпо:


Собственные ср-ва
Улучшение условий труда работников, улучшение обслуживания населения
д. Вахново
2012 год
Райпо (по согласованию)
1006
с. Троицкое
2012 год
Райпо (по согласованию)
91
д. Зд. Выселки
2013 год
Райпо (по согласованию)
2000
д. Росстани
2013 год
Райпо (по согласованию)
1500
с. Екатериновка
2013 год
Райпо (по согласованию)
150
3. Газификация магазинов системы Райпо:


Собственные ср-ва
Улучшение условий работы специалистов системы
д. Зубцово
2011 год
Райпо (по согласованию)
150
д. Вахново
2012 год
Райпо (по согласованию)
250
Н. Успенское
2013 год
Райпо (по согласованию)
150
4. Установка охранно-пожарной сигнализации в 15 магазинах
2011 - 2012 г. г.
Райпо (по согласованию)
Собственные ср-ва
260-260
Улучшение технической укрепленности объектов

2013 год

920
Проведение водопроводов в 8 магазинах
2013 год
2000
5. Увеличить удельный вес в товарообороте непродовольственных товаров. Для этого расширить ассортимент строительных товаров по всем магазинам. Увеличить объем продаж парфюмерии, бытовой химии, чулочно-носочных изделий, бельевого и верхнего трикотажа, обуви, швейных изделий.
2011 - 2013 г. г.
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)
Собственные ср-ва
Удовлетворение спроса населения на товары
6. Наладить торговлю в сельских магазинах электротоварами, коврами, велосипедами, мебелью и другими сложнобытовыми товарами по предварительным заявкам. Обеспечить на дом доставку крупногабаритных товаров.
2011 - 2013 г. г.
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)
Собственные ср-ва
Более полное удовлетворение спроса населения на товары
7. Расширить внутригрупповой ассортимент продовольственных товаров
2011 - 2013 г. г.
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)
Собственные ср-ва
Более полное удовлетворение спроса населения на товары
8. Увеличить удельный вес в общем объеме товарооборота товарных групп с ускоренной товарооборачиваемостью, мясопродукты, полуфабрикаты, фрукты, пиво, яйцо, безалкогольные напитки, мороженое, колбаса.
2012 г.
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)
Собственные ср-ва
Более полное удовлетворение спроса населения на товары
9. Организовать выезды на рынки г. Ливны
2011 - 2013 г. г.
Райпо
(по согласов.)
Собственные ср-ва
Более полное удовлетворение спроса населения
10. В целях расширения сферы заготовительной деятельности создать приемозаготовительные пункты:
с. Остров, д. Гремячка, с. Навесное, с. Круглое, с. Успенка, с. Козьминка, д. Петровка, с. Зд. Выселки, д. Викторовка, с. Коротыш, д. Важжово, с. Речица, с. Липовец, с. Введенка.
2011 - 2013 г. г.
Райпо (по согласованию)
Собственные ср-ва
Совершенствование заготовительной
11. Увеличить объем реализации мясной продукции, расширить ассортимент с изготовлением полуфабрикатов:
суповых наборов, наборов для студня.
2011 год
Райпо (по согласованию)
Собственные ср-ва
Более полное удовлетворение спроса населения
2. Развитие услуг общественного питания
1. Открытие кафе:


Собственные ср-ва
Развитие услуг общественного питания
с. Успенское
2011 год
Брусов В.И. (по согласованию)
2500
с. Крутое
2012 год
Алиев Н. (по согласованию)
2500

4. Разработка новых видов изделий кулинарной, кондитерской продукции.
2011 год
ИП (по согласованию)
Райпо (по согласованию)
Собственные ср-ва
Расширить ассортимент продукции
5. Организовать выпечку кондитерских изделий на мини-пекарнях ТнВ "Речица"
2011 год
Руководители с/х предприятий
(по согласованию)
Собственные ср-ва
Расширить ассортимент продукции
2. Организация работы летних кафе как объектов общественного питания сезонного функционирования, предназначенных для быстрого обслуживания потребителей с ограниченным ассортиментом кулинарной продукции несложного приготовления.
2011 - 2013 г. г.
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)
Собственные ср-ва
Наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги питания, увеличение объема т/о, собственной продукции, введение новых рабочих мест.
3. Систематическая работа с учебными заведениями по закреплению студентов и учащихся для прохождения производственной практики; оказание помощи в трудоустройстве выпускников.
2011 - 2013 г. г.
КУ ОО "Центр занятости населения Ливенского района"
(по согласованию),
главный специалист по труду администрации Ливенского района

Повышение уровня подготовки специалистов учебных заведений, снижение социальной напряженности (безработицы)
6. В целях улучшения организации потребкооперации своевременно доставлять качественные продукты питания с минимальной торговой надбавкой. В связи с недостатком средств районного бюджета руководителям с/х предприятий оказать посильную помощь продуктами собственного производства школьным и дошкольным столовым, расположенным на их территории.

Руководители с/х предприятий
(по согласованию)
Собственные ср-ва
Улучшение организации
3. Кадровое обеспечение отрасли
1. Формирование технологии отбора, оценки кадров на основе разработанных критериев, определение механизма аттестации торгово-оперативного персонала
Ежегодно
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)
Собственные ср-ва
Подготовка специалистов торгово-оперативного персонала к работе в рыночных условиях
2. Систематически повышать квалификацию специалистов отрасли.
Ежегодно
КУ ОО "Центр занятости населения Ливенского района
(по согласованию),
главный специалист по труду администрации Ливенского района
Собственные ср-ва
Повышение уровня подготовки специалистов
3. Обеспечение реализации норм трудового законодательства об охране труда в части взаимодействия работодателей и наемных рабочих
2011 - 2013 г. г.
Главный специалист по труду администрации Ливенского района
Собственные ср-ва
Повышение уровня работников торговли
4. Совместно с центром занятости населения содействовать трудоустройству безработных, обучению их на бюджетной основе торговому делу, создание новых рабочих мест на предприятиях торговли и общественного питания.
2011 - 2013 г. г.
КУ ОО "Центр занятости населения Ливенского района"
(по согласованию),
Собственные ср-ва
Увеличение числа обученных в торговле, повышение уровня работников торговли.
2011 - 2013 г. г.
главный специалист по труду администрации Ливенского района
5. Рекомендовать руководителям торговых предприятий и индивидуальным предпринимателям при приеме на работу учитывать наличие специального образования.
2011 - 2013 г. г.
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)

Повышение уровня подготовки специалистов
6. Проведение аттестации работников торговли и общественного питания на предприятиях различных форм собственности в целях выявления степени профессиональной подготовки кадров.
2011 - 2013 г. г.
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)

Повышение уровня подготовки специалистов
4. Организация управления целевой программой и контроль за ходом ее реализации
1. Реализация мер по поддержке местных товаропроизводителей на потребительском рынке района
2011 - 2013 г. г.
Администрация района

Осуществление мер по поддержке местных товаропроизводителей
2. Упорядочить и координировать работу органов, осуществляющих контроль за работой торговых предприятий, обеспечить равный контрольный режим для всех субъектов торгового предпринимательства.
2011 - 2013 г. г.
Администрация района

Повышение качества реализации товаров и услуг
3. На заседаниях Координационного Совета при администрации регулярно рассматривать результаты проведенных совместных мероприятий по контролю за соблюдением законодательства.
2011 - 2013 г. г.
Администрация района

Повышение качества реализации товаров и услуг
Контролирующие органы
(по согласов.)
4. Совершенствование механизма защиты прав потребителей, организация информационно-просветительской деятельности в этой области.
2011 - 2013 г. г.
Отдел по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов администрации района


5. Формирование инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики на потребительском рынке
1. Проведение эффективной инвестиционной политики, обеспечение участия предприятий торговли и общественного питания в региональных ярмарках инвестиций, осуществление финансирования проектов путем привлечения денежных средств из различных источников.
Ежегодно
Администрация района,
Райпо (по согласованию)
ИП (по согласованию)
Собственные ср-ва
Укрепление материально-технической базы предприятий отрасли, повышение технической оснащенности, наращивание основных фондов в торговле.
2. В целях инвестиционной привлекательности торговли и общественного питания проводить работу по увеличению сроков действия договоров аренды муниципальных объектов.
2011 - 2013 г. г.
Управление муниципального имущества администрации Ливенского района

Поддержка инвесторов торгующих организаций в вопросах вложения капитала в отрасль.

3. Осуществлять финансирование комплексных программ развития отрасли за счет средств предприятий и инвесторов, привлечение кредитных ресурсов.
2011 - 2013 г. г.
Торговые предприятия района
(по согласов.)
района
(по согласов.)

Укрепление финансово-экономического состояния субъектов торговли на потребительском рынке
субъектов торговли на потребительском рынке
4. Повышение уровня платежеспособности торговых предприятий, укрепление дисциплины собираемости налогов.
2011 - 2013
Администрация района

Пополнение бюджета муниципальных образований
5. Осуществление работы по анализу финансово-экономического состояния торговых предприятий (совместно с контролирующими органами в соответствии с существующим законодательством), уровня поступления налоговых платежей.
Ежеквартально
Отдел по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов администрации района

Укрепление финансово-экономического состояния субъектов торговли на потребительском рынке
6. Оказание помощи в предоставлении кредитов для развития торговой деятельности из "Областного регионального фонда и микрофинансирования малого и среднего предпринимательства".
2011 - 2013 г. г.
Администрация района

Наращивание объемов торговой деятельности, повышение эффективности использования кредитных средств.
6. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность
1. Право выкупа муниципальной собственности арендованных помещений.
2011 - 2013 г. г.
Управление муниципального имущества администрации Ливенского района
Собственные ср-ва
Увеличение числа занятых в сфере торговой деятельности
2. Совершенствование механизма и процедуры зачета затрат арендаторов в счет заработной платы при выполнении работ капитального характера, улучшающих состояние арендованного объекта и повышающих их рыночную стоимость.
2011 - 2013 г. г.
Управление муниципального имущества администрации Ливенского района
Собственные ср-ва
Увеличение числа занятых в сфере торговой деятельности
3. Предоставление в аренду и в собственность земельных участков
2011 - 2013 г. г.
Управление муниципального имущества администрации Ливенского района
Собственные ср-ва
Увеличение числа занятых в сфере торговой деятельности
4. Применение корректирующего коэффициента К2. Снижение размера единого налога на вмененный доход. Предоставление льгот в зависимости от численности населения по месту осуществления торговой деятельности.
2011 - 2013 г. г.
Управление финансов администрации Ливенского района.
Районный бюджет
Создание благоприятных условий для развития торговой деятельности
5. Проведение выставочных дегустаций организациями перерабатывающих предприятий.
2011 - 2013 г. г.
Отдел по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов администрации района
За счет средств предприятий переработки
В целях популяризации местной продукции
в целях импортного замещения товаров на потребительском рынке района.
6. Для строительства и размещения торговых объектов разработана и утверждена схема территориального планирования до 2027 года.
2011 - 2027 г. г.
Управление по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации района

Обеспечение населения общей площадью объектов торговли и общественного питания.
7. Расширение деловых возможностей предприятий торговли
1. Проведение районного конкурса "Лучшее малое предприятие", предприниматель года.
2011 - 2013 г. г
Отдел по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов администрации района
Районный бюджет
Активизация предпринимательской деятельности





Приложение 2
к программе
"Развитие торговли Ливенского
района на 2011 - 2013 г. г."

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
ПО ЛИВЕНСКОМУ РАЙОНУ НА 2011 - 2013 ГОДЫ

№ пп
Показатели
Ед. изм.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Прогноз на 2013 г.
Темп роста к предыдущему году (%)
2013 г. к 2009 г. (%)
2011 г.
к 2009 г.
2012 г.
к 2011 г.
2013 г.
к 2012 г.
1
Оборот предприятий всего в т.ч.:
млн. руб.
607,4
727,6
896,4
932,3
969,6
147,6
104
104
159,6

- оборот розничной торговли
млн. руб.
587,0
703,4
870,9
905,8
942,0
148,4
104
104
160,5

из него, продаж товаров на рынке
млн. руб.
-
-
-
-
-
-
-
-
-

- оборот предприятий общественного питания
млн. руб.
20,4
24,2
25,5
26,5
27,6
125
103,9
104
135

в т.ч. - продукция собственного производства
млн. руб.
6,6
5,0
5,6
6,3
6,6
84,8
112,5
104,8
100

кроме того, оборот оптовой торговли
млн. руб.

-
-
-
-
-
-
-
-
2
Численность работников - всего: в.ч.
чел.
569
577
539
547
557
94,7
101,5
101,8
98

розничная торговля
чел.
365
365
344
354
364
94,2
102,9
102,8
99,7

общественное питание
чел.
188
194
180
183
183
95,7
101,7
100
97,3

рынки
чел.
-
-
-
-
-
-
-
-
-

мелкорозничная торговля
чел.
16
18
15
10
10
93,7
66,7
100
62,5

кроме того, численность оптовой торговли
чел.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3
Оборот в расчете на 1 жителя
руб.
18243
22092
27404
28980
30140
150,2
105,7
104
165,2
4
Торговая площадь магазинов
кв. м
4392
4500
4588
4701
4736
104
102,4
100,7
107,8
5
Розничный т/оборот на 1 кв. м торговых площадей
тыс. руб.
133,6
156,3
189,8
192,7
199,3
142
101,5
103,4
149,2
6
Розничный т/оборот на 1 работающего - всего
тыс. руб.
1608
1219
1615,8
1655,9
1715,8
100,5
102,5
103,6
106,7
6.1
Розничный т/оборот на 1 работающего без учета рынков
тыс. руб.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7
Среднемесячная з/плата
руб.
9305
9715
12306
13791
14342
132
112
104
154
8
Развитие торговой сети в т.ч.
ед.










магазины
ед.
110
112
115
117
118
104,5
101,7
100,8
107,3

мелкорозничная сеть
ед.
5
6
5
5
5
100
100
100
100

рынки
ед.
-
-
-
-
-
-
-
-
-

предпр-я оптовой торговли
ед.
-
-
-
-
-
-
-
-
-

предпр-я общественного питания
ед.
65
67
61
61
61
93,8
100
100
93,8
9
Капвложения
млн. руб.
11,7
11,8
11,4
9,0
5,8
97,4
78,9
64,4
49,6
10
Создание новых рабочих мест
ед.
13
13
6
15
8
46,1
2,5 р.
53,3
61,5
11
Финансовый результат
млн. руб.
6,5
7,2
7,5
7,7
8,0
115
102,7
103,9
123
12
Налоги в консолидированный бюджет
млн. руб.
18,4
24,0
11,3
27,0
28,0
61,4
2,4 р.
103,7
152


------------------------------------------------------------------