Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 по делу N А48-2195/2013 <О признании недействующим постановления Правительства Орловской области от 13.10.2009 N 199 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их эксплуатации" в части включения в Перечень рыбопромысловых участков: пруда Чувардинский на р. Неживка площадью 65,0 га >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу № А48-2195/2013

Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2013 г.;
Решение в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи В.Г. Соколовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Харлашиным, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Орелрыбхоз", юридический адрес: Орловская область, Кромской район, д. Макеево, ОГРН 1035752006531
к Правительству Орловской области, юридический адрес: г. Орел, пл. Ленина, 1, ОГРН 1025700834004
третьи лица:
1. Территориальное управление Росимущества в Орловской области, адрес: г. Орел, наб. Дубровинского, 70, ОГРН 1095742001123
2. Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области, адрес: г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 16,
3. Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), адрес: г. Москва, ул. Красносельская Верхн., 17 а, стр. 1 б, в лице Отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-окского бассейнового водного управления Росводресурсов, адрес: г. Орел, ул. Комсомольская, 33,
4. Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, 39 а, в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Орловской области, адрес: г. Орел, ул. Комсомольская, 33,
о признании недействительным постановления в части
при участии в заседании:
от заявителя - представитель Морозов А.А. (доверенность от 28.08.2013 г. - в деле), представитель Захаров Р.А. (доверенность от 07.10.2013 г. - в деле),
от ответчика - главный специалист отдела Селифонова С.Ю. (доверенность от 07.12.2012 г. - в деле),
от третьих лиц:
1. Территориальное управление Росимущества в Орловской области - главный специалист-эксперт Костромичева Н.Н. (доверенность от 10.01.2012 г. - в деле),
2. Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области - заместитель начальника Рыжиков В.В. (доверенность от 29.10.2013 г.),
3. Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в лице Отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-окского бассейнового водного управления Росводресурсов - начальник отдела Кочетков А.Г. (доверенность от 25.12.2012 - в деле),
4. Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Орловской области - начальник отдела государственного контроля Ноздрин Д.О. (доверенность от 21.06.2013 г. - в деле),

установил:

Открытое акционерное общество "Орелрыбхоз" (ОАО "Орелрыбхоз", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Орловской области о признании недействительным постановления от 13.10.2009 г. № 199 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их эксплуатации" в части включения в Перечень рыбопромысловых участков: пруда Чувардинский на р. Неживка площадью 65,0 га (номер 98 по Перечню), пруда Крупышинский на р. Неживка площадью 91,0 га (номер 99 по Перечню), пруда Краснокалиновский на р. Локна площадью 54,2 га (номер 100 по Перечню), пруда Головной на р. Тросна площадью 63,0 га (номер 211 по Перечню), пруда Макеевский на р. Тросна площадью 75,0 га (номер 212 по Перечню) и обязании Правительства Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Орелрыбхоз".
Требование заявителя мотивировано тем, что согласно Уставу ОАО "Орелрыбхоз" акционерное общество создано в результате преобразования государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" и является его правопреемником. Учредителем ОАО "Орелрыбхоз" является Российская Федерация. В соответствии с приложением 1 к приказу Управления государственного имущества Администрации Орловской области от 22.10.2003 г. № 222 "Об условиях приватизации государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", в состав имущества, перешедшего в собственность ОАО "Орелрыбхоз", вошли следующие объекты: пруд нагульный № 2, назначение - производственное, площадь 71,6 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; пруд нагульный № 3, назначение - производственное, площадь 91,7 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; дамба, назначение - производственное, расположенная по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; пруд нагульный, назначение - производственное, площадь 54,2 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, п. Вечерняя Заря; головной пруд № 1, назначение - производственное, площадь 63,0 га, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево; головной пруд № 2, назначение - производственное, площадь 75,0 га, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево. Данное имущество в соответствии с передаточным актом передано ОАО "Орелрыбхоз", в связи с чем является собственностью ОАО "Орелрыбхоз". Земельный участок, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, ЮЗ н.п. "Вечерняя Заря" Рыбхоз "Локна", площадью 54,2 га, земельный участок площадью 163,3 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино и земельный участок, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево, площадью 500,0 га, не были включены в состав приватизируемого имущества, а вошли в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", что следует из приложения 2 к приказу от 22.10.2003 года № 222 "Об условиях приватизации государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", т.к. планировались к передаче в аренду. На данные земельные участки были изготовлены кадастровые паспорта, после чего ОАО "Орелрыбхоз" обратилось в ТУ Росимущества в Орловской области с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков. Данные земельные участки относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование: для выращивания товарной рыбы. Таким образом, ОАО "Орелрыбхоз", образованное в порядке приватизации, является собственником того имущества, которое вошло в состав приватизируемого имущества, и обладает теми правами и обязанностями, предоставленными предприятию до приватизации, в том числе по земельным участкам. Оспариваемое постановление нарушает право заявителя на беспрепятственное выращивание рыбопосадочного материала и восполнение рыбных ресурсов в спорных прудах.
Правительство Орловской области заявленное требование не признало, в отзыве указало, что ОАО "Орелрыбхоз" пропустило трехмесячный срок на обжалование постановления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Ответчик полагает, что основания для восстановления пропущенного срока у ОАО "Орелрыбхоз" отсутствуют. По существу спора указано, что работы по формированию Перечня были проведены в соответствии с нормами действующего законодательства. Оспариваемое постановление издано надлежащим органом в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. Перечень рыбопромысловых участков соответствует установленным требованиям и согласован с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В соответствии со ст. 33 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в федеральной собственности. В частной собственности могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Спорные пруды не являются замкнутыми водоемами. Статьей 34 Водного кодекса (в редакции, действовавшей на момент приватизации государственного предприятия "Орелрыбхоз") было предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Согласно ст. 22 Водного кодекса продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензии. При таких обстоятельствах, водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не могли быть переданы в собственность юридическому лицу. Документы, подтверждающие право собственности ОАО "Орелрыбхоз" на спорные пруды и на земельные участки, занятые прудами, у ОАО "Орелрыбхоз" отсутствуют.
Третье лицо - Территориальное управление Росимущества в Орловской области считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению; в отзыве указало, что земельные участки, на которых расположены спорные пруды, являются федеральной собственностью, относятся к категории земель: земли промышленности. Указанные земли были предоставлены заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. В настоящее время заявитель ведет работу по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды. Из Порядка определения границ рыбопромысловых участков, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 г. № 338, следует, что настоящий Порядок не распространяется на пруды и обводненные карьеры, в которых все рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения находятся в собственности граждан и юридических лиц. Рыба в спорных прудах является собственностью заявителя, который осуществляет деятельность по ее содержанию и разведению. ОАО "Орелрыбхоз" не передавало кому-либо свое право на отлов рыбы, не продавало объекты недвижимости и сооружения, не отказывалось от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, в связи с чем Правительство Орловской области не имело права включать в Перечень рыбопромысловых участков пруд Чувардинский на р. Неживка, площадью 65,0 га (номер 98 по Перечню), пруд Крупышинский на р. Неживка, площадью 91,0 га (номер 99 по Перечню), пруд Краснокалиновский на р. Локна, площадью 54,2 га (номер 100 по Перечню), пруд Головной на р. Тросна, площадью 63,0 га (номер 211 по Перечню), пруд Макеевский на р. Тросна, площадью 75,0 га (номер 212 по Перечню).
Третье лицо - Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать; в отзыве указало, что работы по формированию Перечня были проведены в соответствии с нормами действующего законодательства. Оспариваемое постановление издано надлежащим органом в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, перечень рыбопромысловых участков соответствует установленным требованиям и согласован с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Третье лицо - Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать, в отзыве указало, что земли водного фонда имеют особый правовой статус, правовой режим и способ определения границ. Межевание спорных участков проведено с нарушением законодательства Российской Федерации. Незаконное межевание привело к незаконной приватизации. Рассматриваемый конфликт интересов вызван изначальным нарушением положений Земельного и Водного кодексов РФ.
Третье лицо - Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству отзыв на заявление не представило.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, суд установил следующее.
Согласно Уставу ОАО "Орелрыбхоз" основными видами деятельности общества являются: выращивание рыбопосадочного материала и восполнение рыбных ресурсов, создание и реконструкция водных объектов, осуществление рыбоводно-мелиоративных работ на рыбохозяйственных водоемах, производство и поставка рыбной продукции.
Постановлением Правительства Орловской области от 13.10.2009 г. № 199 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их использования" утвержден Перечень рыбопромысловых участков Орловской области. В указанный перечень включены водные объекты, в том числе: пруд Чувардинский на р. Неживка, площадью 65,0 га, расположенный в населенном пункте Чувардино; пруд Крупышинский на р. Неживка, площадью 91,0 га, расположенный в населенном пункте Крупышино; пруд Краснокалиновский на р. Локна, площадью 54,2 га, расположенный в н.п. Краснокалиновский; пруд Головной на р. Тросна, площадью 63,0 га, расположенный в н.п. Макеево; пруд Макеевский на р. Тросна, площадью 75,0 га, расположенный в населенном пункте Макеево.
Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", Федеральным законом от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 136 и постановлением Правительства Орловской области от 13.10.2009 г. № 199 был объявлен конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Орловской области.
28.09.2012 г. организатор конкурса в газете "Орловская правда" и на портале Орловской области (http://orel-region.ru) разместил извещение и конкурсную документацию для проведения конкурса.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Правительства Орловской области в части включения в него спорных прудов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в совокупности доказательства, представленные сторонами, третьими лицами, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Следовательно, суд вправе восстановить пропущенный срок для подачи заявления, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 г. № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного ст. 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Из материалов дела следует, что заявитель знал о существовании спорного постановления Правительства Орловской области от 13.10.2009 г. № 199 с декабря 2009 г. (письмо ОАО "Орелрыбхоз" от 11.12.2009 г. в адрес Губернатора Орловской области, письмо Орелоблэконадзора от 29.12.2009 г. в адрес генерального директора ОАО "Орелрыбхоз", письмо заместителя руководителя Росрыболовства от 23.09.2011 г., решение Дмитровского районного суда Орловской области от 03.11.2011 г. и др.).
Однако фактически о нарушении своих прав и законных интересов этим постановлением заявитель узнал 28.09.2012 г., т.е. с момента публикации в газете "Орловская правда" извещения о проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства на территории Орловской области.
25.03.2013 г. заявитель обратился в арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением о признании конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства на территории Орловской области недействительным.
Решение суда от 26.07.2013 г. по делу № А48-823/2013, которым в удовлетворении иска отказано не вступило в законную силу в связи с подачей апелляционной жалобы.
04.07.2013 г. заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает причины пропуска обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд уважительными и, соответственно, ходатайство о восстановлении пропущенного срока подлежащим удовлетворению. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 25.09.1974 г. № 527 "О передаче отдельных рыболовных хозяйств и нагульных прудов Министерства сельского хозяйства РСФСР и Министерства совхозов РСФСР и предоставлении земельных участков в ведение Министерства рыбного хозяйства РСФСР", приказом Министерства рыбного хозяйства от 02.10.1974 г. № 158 в ведение Министерства рыбного хозяйства РСФСР передан рыбхоз "Макеевский", строящийся рыбхоз "Лубна", нагульные пруды совхозов "Дмитровский" и "Лубянский" Минсельхоза РСФСР.
В соответствии с приказом Министерства рыбного хозяйства РСФСР от 07.10.1974 г. № 160, решением Орловского областного Совета депутатов трудящихся от 01.11.1974 г. № 558 организован Орловский прудовой рыбокомбинат с местонахождением в городе Орле и непосредственном подчинением его Министерству рыбного хозяйства РСФСР.
Приказом Государственного агропромышленного комитета Нечерноземной зоны РСФСР от 25.11.1988 г. № 352, а также приказом Агропромышленного комитета Орловской области от 05.12.1988 г. № 600 предусмотрено, что прудовый комбинат "Орловский" реорганизован в Государственно-кооперативное объединение "Орелрыбхоз".
В соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", протоколом учредительного собрания уполномоченных по регистрации Орловского государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" от 01.02.1993 года № 1 государственно-кооперативное объединение "Орелрыбхоз" было перерегистрировано в Орловское государственное предприятие рыбного хозяйства "Орелрыбхоз".
03.02.1993 г. постановлением главы администрации Заводского района г. Орла № 107 зарегистрировано Орловское государственное предприятие рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", из пункта 1.1 Устава которого следует, что оно созданного в соответствии с решением учредительного собрания уполномоченных представителей рыбопромышленных предприятий Орловской области и приказом Министра рыбного хозяйства РСФСР от 05.12.1988 года № 289.
В пункте 3.1 Устава указано, что все имущество предприятия находится в государственной федеральной собственности и закреплено за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.
Из дополнений к Уставу Орловского государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", зарегистрированных 07.10.1993 г., следует, что Орловское государственное предприятие рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" является правопреемником Орловского государственно-кооперативного объединения рыбного хозяйства (Орелрыбхоз). Учредителем ОАО "Орелрыбхоз" является Российская Федерация.
В соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 24.09.1992 г. № 76 в пользование рыбхоза "Локна" Орловского государственного кооперативного объединения рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" предоставлено 54,2 га земельных угодий.
Согласно свидетельству на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 24.09.1992 г. № 74 в пользование рыбхоза "Неживка" Орловского государственного кооперативного объединения рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" предоставлено 163,3 га земельных угодий.
В соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1992 г. № 177 в пользование Орловского государственного кооперативного объединения рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" предоставлено 500,0 га земельных угодий.
Письмами от 10.04.2003 г. № 12, № 13, № 5 Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству по Дмитровскому и Кромскому районам подтвердили предоставление земельных участков в бессрочное пользование ГП "Орелрыбхоз".
В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определяет приватизацию как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 13 указанного Закона преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
В пункте 1 ст. 11 Закона № 178-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент приватизации заявителя) указано, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
В соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 г. № 1155-р и распоряжением Минимущества Российской Федерации от 30.01.2003 г. № 408-р, Управление государственного имущества Администрации Орловской области издало приказ от 22.10.2003 г. № 222 "Об условиях приватизации государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", которым определено приватизировать государственное предприятие рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" путем преобразования в открытое акционерное общество "Орелрыбхоз" с уставным капиталом в размере 11610000 руб. и утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" и перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз".
Согласно Уставу ОАО "Орелрыбхоз", передаточному акту имущественного комплекса государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" открытому акционерному обществу "Орелрыбхоз", ОАО "Орелрыбхоз" является правопреемником государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" по всем видам подлежащего приватизации имущества предприятия, включая права на пользование всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Абзацем 5 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В соответствии с приложением 1 к приказу Управления государственного имущества Администрации Орловской области от 22.10.2003 г. № 222 в состав имущества, перешедшего в собственность ОАО "Орелрыбхоз", вошли следующие объекты: пруд нагульный № 2, назначение - производственное, площадь 71,6 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; пруд нагульный № 3, назначение - производственное, площадь 91,7 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; дамба, назначение - производственное, расположенная по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; пруд нагульный, назначение - производственное, площадь 54,2 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, п. Вечерняя Заря; головной пруд № 1, назначение - производственное, площадь 63,0 га, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево; головной пруд № 2, назначение - производственное, площадь 75,0 га, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево.
Данное имущество в соответствии с передаточным актом передано ОАО "Орелрыбхоз", в связи с чем является его собственностью.
Земельный участок, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, ЮЗ н.п. "Вечерняя Заря" Рыбхоз "Локна", площадью 54,2 га, земельный участок площадью 163,3 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино, и земельный участок, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево, площадью 500,0 га не были включены в состав приватизируемого имущества, а вошли в перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", что видно из приложения 2 к приказу от 22.10.2003 г. № 222 "Об условиях приватизации государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз".
В судебном заседании представитель заявителя пояснил суду, что эти земельные участки планировалось передать в аренду вновь созданному акционерному обществу в соответствии с предложениями по дальнейшему использованию объектов. На данные земельные участки были изготовлены кадастровые паспорта, после чего ОАО "Орелрыбхоз" обратилось в ТУ Росимущества в Орловской области с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков.
Данные земельные участки относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование: для выращивания товарной рыбы.
Таким образом, ОАО "Орелрыбхоз", образованное в порядке приватизации, является собственником того имущества, которое вошло в состав приватизируемого имущества и обладает правами и обязанностями, предоставленными предприятию до приватизации, в т.ч. по земельным участкам.
В соответствии с пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон № 166-ФЗ) рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В силу абз. 2 п. 2 Порядка определения границ рыбопромысловых участков, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 г. № 338, настоящий Порядок не распространяется на пруды, в которых рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения находятся в собственности граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 10 указанного Порядка допускается определение границ рыбопромысловых участков на прудах, обводненных карьерах для их включения в перечень рыбопромысловых участков органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации только в случае, если указанные водные объекты рыбохозяйственного значения находятся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 10 Закона № 166-ФЗ водные биоресурсы (в том числе рыба) находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи. Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
В данном случае, спорный пруд нагульный находится в собственности ОАО "Орелрыбхоз" в результате преобразования государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" путем приватизации и включения данного объекта в уставной капитал ОАО "Орелрыбхоз".
Из материалов дела видно, что ОАО "Орелрыбхоз" осуществляет деятельность по содержанию, разведению и выращиванию рыбы в искусственно созданной среде обитания. В данный пруд обществом осуществлен искусственный запуск мальков, ведется кормление рыбы, перемещение рыбы осуществляется исключительно по площади пруда. Пруд нагульный предназначен для разведения различных водных организмов в управляемых и контролируемых условиях, который требует постоянного вмешательства со стороны, не может являться естественной средой обитания.
В подтверждение осуществления хозяйственной деятельности заявитель представил суду договоры на оказание транспортных услуг, договоры аренды движимого имущества, заключенные ОАО "Орелрыбхоз" с ООО "Коммунальник" и ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие № 94", акты приемки-передачи движимого имущества, протокол соглашения о договорной цене, согласно которым заявитель получил во владение и пользование легковые и грузовые автомобили, прицепы.
02.02.2009 г. и 01.03.2010 г. ОАО "Орелрыбхоз" и филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в поселке Кромы" заключили договоры, согласно которым исполнитель производит лабораторные, химические исследования воды открытых водоемов, проводит производственный контроль за соблюдением санитарно-производственных мероприятий на объектах заказчика, расположенных по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево.
Из актов о зарыблении нагульных и головных прудов следует, что в 2010 - 2011 г. г. обществом была произведена посадка рыбы (карпа сеголеток, карп годовик) на вырост, маточного стада.
Из актов об облове прудов следует, что в 2010 г. при облове нагульных, выростных и зимовальных прудов был выловлен карп сеголеток и карп 1 г.
Согласно расшифровке незавершенного производства по объекту пруд нагульный рыбхоз (72,6 га) инв. № 0125 от 05.04.2013 г. № 20 денежные вложения общества составили 7992000 руб.
Согласно расшифровке незавершенного производства по объекту пруд нагульный рыбхоз (90,7 га) инв. № 0126 от 05.04.2013 г. № 17 денежные вложения общества составили 7992000 руб.
В 2011 г. ОАО "Орелрыбхоз" реализовало частным лицам готовую продукцию (карп (сеголеток), товарная рыба), что подтверждается регистрами информации о движении готовой продукции, учитываемой по методу средней себестоимости (по продукции на складе).
Таким образом, рыба, находящаяся в спорных прудах, является собственностью ОАО "Орелрыбхоз".
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Часть 2 ст. 235 ГК РФ предусматривает, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 названного Кодекса.
Статья 35 Конституции Российской Федерации определяет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правительство Орловской области, включив постановлением от 13.10.2009 г. № 199 в перечень рыбопромысловых участков спорные пруды и объявив конкурс с целью заключить договор о предоставлении данных участков для осуществления товарного рыболовства, нарушает права ОАО "Орелрыбхоз" как пользователя земельных участков, так и права собственника на биоресурсы, выращиваемые в спорных прудах, а также нарушает действующее законодательство в области рыболовства и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, постановление Правительства Орловской области от 13.10.2009 г. № 199 следует признать недействительным в части включения в Перечень рыбопромысловых участков: пруда Чувардинский на р. Неживка площадью 65,0 га (номер 98 по Перечню), пруда Крупышинский на р. Неживка площадью 91,0 га (номер 99 по Перечню), пруда Краснокалиновский на р. Локна площадью 54,2 га (номер 100 по Перечню), пруда Головной на р. Тросна площадью 63,0 га (номер 211 по Перечню), пруда Макеевский на р. Тросна площадью 75,0 га (номер 212 по Перечню).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Правительство Орловской области освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Вместе с тем, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в ч. 1 ст. 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган. Указанная позиция суда согласуется с точкой зрения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в письме от 01.04.2009 г. № ВАС-С 03/УП-533.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается для юридических лиц в размере 2000 руб.
При подаче в суд заявления заявитель уплатил государственную пошлину в размере 4000 руб.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, излишне уплаченная госпошлина по делу в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Восстановить открытому акционерному обществу "Орелрыбхоз" срок подачи настоящего заявления в арбитражный суд Орловской области.
Признать постановление Правительства Орловской области от 13.10.2009 г. № 199 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их эксплуатации" недействительным в части включения в Перечень рыбопромысловых участков: пруда Чувардинский на р. Неживка площадью 65,0 га (номер 98 по Перечню), пруда Крупышинский на р. Неживка площадью 91,0 га (номер 99 по Перечню), пруда Краснокалиновский на р. Локна площадью 54,2 га (номер 100 по Перечню), пруда Головной на р. Тросна площадью 63,0 га (номер 211 по Перечню), пруда Макеевский на р. Тросна площадью 75,0 га (номер 212 по Перечню).
Обязать Правительство Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Орелрыбхоз".
Взыскать с Правительства Орловской области в пользу открытого акционерного общества "Орелрыбхоз" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Возвратить открытому акционерному обществу "Орелрыбхоз" из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, на что выдать справку.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.

Судья
В.Г.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------