Решение Орловского областного суда от 27.12.2013 по делу N 3-7/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Управления по тарифам Орловской области от 17.12.2012 N 1837-Т "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые открытым акционерным обществом "Центральная пригородная пассажирская компания">



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. по делу № 3-7/2013

Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
при секретаре А.А.А.,
с участием прокурора Фединой Е.А.,
представителей заявителя ОАО "Центральная ППК" М.Д.В., Л.А.Ю., представителей заинтересованного лица Управления по тарифам Орловской области Р.Ю.Ф., С.И.В., Г.Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" о признании недействующим приказа Управления по тарифам Орловской области от 17 декабря 2012 года № 1837-т "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые открытым акционерным обществом "Центральная пригородная пассажирская компания",

установил:

приказом Управления по тарифам Орловской области от 17 декабря 2012 года № 1837-т для ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" был установлен тариф на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области на один тарифный пояс (10 км) в размере 16,5 рублей (далее - приказ от 17 декабря 2012 года).
Данный приказ был опубликован 21 декабря 2012 года на сайте http://www. adm. orel. ru, Государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр" и вступил в законную силу с 1 января 2013 года.
Открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного выше приказа.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что обжалуемый приказ противоречит нормам действующего законодательства, поскольку Управлением по тарифам Орловской области (далее - Управление по тарифам) при утверждении тарифа не были приняты во внимание расчеты и иные обосновывающие документы, подтверждающие экономически обоснованный уровень затрат заявителя.
Так, согласно заявлению Общества, с учетом документов, обосновывающих размер тарифа при расчете и определении экономически обоснованного уровня затрат на 2013 год, тариф должен был составлять 46,70 рублей за один тарифный пояс (10 км).
Считает, что приказ противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ), поскольку в случае если Управлением по тарифам при расчете тарифа использовался метод экономически обоснованных затрат, а, соответственно, и применялась Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденная приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года № 235-т/1 (далее - Методика расчета экономически обоснованных затрат), то тариф в размере 16,50 рублей на один тарифный пояс (10 км) должен обеспечивать безубыточность Общества в соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ. Однако финансово-хозяйственная деятельность Общества по территории Орловской области свидетельствует о том, что тариф в размере 16,50 рублей не является себестоимостью перевозки и не покрывает экономически обоснованные затраты перевозчика.
По мнению заявителя, фактически расчет тарифа на базе экономически обоснованных затрат с применением названной выше Методики на 2013 год Управлением по тарифам не производился.
Полагает, что Управлением по тарифам нарушены требования Административного регламента о предоставлении государственной услуги по установлению тарифа, утвержденного приказом Управления по тарифам от 31 мая 2012 года (далее - Регламент).
В нарушение пункта 10 Регламента, Управлением по тарифам тариф для Общества установлен лишь 17 декабря 2012 года, то есть спустя 5 месяцев после принятия заявления.
Управлением по тарифам не предприняты все необходимые действия для того, чтобы ознакомить заявителя с материалами дела, что, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии экспертного заключения на момент заседания правления по установлению тарифа.
В нарушение пункта 17 Регламента, Управлением по тарифам без законных оснований было приостановлено дело по установлению тарифа.
Обжалуемый приказ лишает заявителя в последующем права получения возмещения экономически обоснованных затрат (убытков), возникших в связи с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по установленному тарифу на территории Орловской области.
При разрешении спора заявитель неоднократно уточнял требования и окончательно просил суд признать недействующим полностью приказ Управления по тарифам от 17 декабря 2012 года № 1837-т "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые открытым акционерным обществом "Центральная пригородная пассажирская компания" как несоответствующий подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В судебном заседании представители заявителя М.Д.В., Л.А.Ю. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям указанным выше.
В судебном заседании представители заинтересованного лица Управления по тарифам Р.Ю.Ф., С.И.В., Г.Р.М. заявленные требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве и возражениях, указав, что при принятии приказа от 17 декабря 2012 года Управление по тарифам руководствовалось, прежде всего, Порядком рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и перечнем документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 19 августа 2011 года № 506-т (далее - Порядок № 506-т, приказ № 506-т). Оспариваемый нормативный правовой акт Управлением по тарифам принят в пределах предоставленных полномочий и действующему федеральному законодательству не противоречит. Тариф в размере 16,50 рублей за один тарифный пояс был установлен исходя из принципа доступности железнодорожных перевозок в пригородном сообщении с учетом метода экономически обоснованных затрат.
Заинтересованное лицо ФСТ России представила суду письменный отзыв, в котором указала, что при установлении тарифа на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны руководствоваться приказом ФСТ России № 506-т, которым утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения). В случае если приказ Управления по тарифам от 17 декабря 2012 года № 1837-т "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые открытым акционерным обществом "Центральная пригородная пассажирская компания", в части порядка и сроков, соответствует указанному Порядку, то каких-либо нарушений законодательства в указанной части не усматривается.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Управления по тарифам, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Фединой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Общества о признании недействующим нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.
Статья 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В свою очередь, тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях", согласно которому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, согласно которому государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 643 от 05 августа 2009 года "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - постановление Правительства РФ № 643) утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (далее - Перечень). Пунктом 5 указанного Перечня предусмотрено, что тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении устанавливаются регулирующими органами.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Устава Орловской области, органы исполнительной власти области формируются Правительством области в соответствии с системой исполнительной власти области, определяемой Уставом (Основным Законом) и законом области.
Пунктом 1 Положения об Управлении по тарифам Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 30 апреля 2009 года № 27 (далее - Положение об Управлении по тарифам), предусмотрено, что Управление по тарифам является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим, в том числе, функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги).
Управление по тарифам устанавливает, в том числе, тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении (подпункт 55 пункта 4 указанного Положения).
Законом Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области", а также Положением об Управлении по тарифам установлена процедура принятия и вступления в силу нормативных актов Управления по тарифам.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 5 указанного Закона, в систему подзаконных правовых актов Орловской области входят нормативные (ненормативные) правовые акты органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области - приказы органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области.
В соответствии со статьей 53.1 названного регионального Закона издание приказа осуществляется путем подписания его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности.
Нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области подлежат регистрации в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области. Нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию (статья 52.3 Закона № 319-ОЗ).
Официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полного текста в газете "Орловская правда", в "Собрании нормативных правовых актов Орловской области", а также в официальных электронных источниках опубликования нормативных правовых актов Орловской области (часть 1 статьи 56 Закона № 319-ОЗ).
Таким образом, оспариваемый заявителем приказ от 17 декабря 2012 года издан Управлением по тарифам в рамках предоставленных полномочий, во исполнение приведенных выше норм материального права.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок утвержден приказом ФСТ России от 19 августа 2011 года № 506-т.
Согласно пункту 30 Порядка № 506-т, рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, рассмотрение вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, либо по инициативе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Пунктами 32 и 33 Порядка № 506-т установлено, что органы регулирования субъектов Российской Федерации в течение 14 рабочих дней рассматривают указанное предложение на предмет его обоснованности и принимают одно из следующих решений: о принятии предложения к рассмотрению либо об отказе в принятии предложения к рассмотрению, о чем информируют инициатора в письменном виде в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения.
В силу пункта 31 Порядка № 506-т, к предложению об установлении тарифов представляются документы согласно приложению № 3 к приказу № 506-т.
Пункт 34 Порядка № 506-т предусматривает, что орган регулирования субъектов Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляет субъекту естественной монополии, в отношении которого поступило предложение, запрос о предоставлении документов согласно приложению № 3 к Приказу № 506-т.
Согласно пункту 7 Положения об Управлении по тарифам, для определения основных направлений деятельности Управления и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек.
В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники Управления числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Начальник Управления является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности.
Приказом Управления по тарифам от 28 апреля 2011 года № 247-0 утвержден персональный состав Правления.
Судом установлено, что 13 июля 2012 года в адрес Управления по тарифам поступило заявление Общества об открытии дела по установлению тарифа на услуги по железнодорожным перевозкам пассажиров в пригородном сообщении по территории Орловской области на 2013 год.
Управлением по тарифам 1 августа 2012 года издан приказ № 1004-т о принятии к рассмотрению предложений Общества с соблюдением срока, установленного пунктом 32 Порядка № 506-т, копия которого 2 августа 2012 года направлена Обществу, что подтверждается журналом регистрации исходящей корреспонденции за 2012 год.
Обществом к предложению по установлению тарифа на 2013 год (входящий от <...> № <...>) не были представлены в полном объеме обосновывающие документы, согласно Приложению № 3 к Приказу № 506-т.
Руководствуясь пунктом 34 Порядка № 506-т, Управление по тарифам 7 августа 2012 года письмом № <...> направило запрос Обществу о предоставлении дополнительных документов (согласно приложению № 3 к Приказу № 506-т), что подтверждается копией журнала регистрации исходящей корреспонденции за 2012 год.
В соответствии с пунктом 37 Порядка № 506-т, предложение инициатора рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов рассматривается после получения всех необходимых документов, согласно приложению № 3 к Приказу № 506-т. О начале процедуры рассмотрения предложения органы регулирования субъектов Российской Федерации направляют инициатору рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов и соответствующему субъекту естественной монополии, в отношении которого поступило предложение, письменное уведомление не позднее 14 рабочих дней с момента принятия такого решения.
Таким образом, чтобы начать процедуру рассмотрения предложений субъекта естественной монополии, орган регулирования должен получить от инициатора предложения перечень документов, установленный Приложением № 3 к Приказу № 506-т.
Общество письмом от 21 августа 2012 года № <...> обратилось в адрес Управления по тарифам с просьбой о приостановлении рассмотрения дела по установлению экономически обоснованного тарифа в связи с отсутствием официально опубликованных единых рекомендаций в части применения Методики, а также, поскольку не был определен индекс изменения ставок по использованию подвижного состава на 2013 год.
Управление по тарифам письмом от 24 августа 2012 года № <...> сообщило о приостановлении рассмотрения предложений Общества по установлению тарифа на 2013 год и о том, что начало процедуры рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифа на 2013 год будет осуществлено после представления Обществом уточненных расчетов и обосновывающих документов согласно приложению № 3 Приказа № 506-т.
13 ноября 2012 года Управление по тарифам направило уведомление Обществу о назначении заседания Правления на 28 ноября 2012 года в 15 час. 20 мин., которое по ходатайству Общества (письмо от <...>) было перенесено на 30 ноября 2012 года в 15 час. 20 мин.
Управление по тарифам письмом от 28 ноября 2012 года № <...> уведомило Общество о заседании Правления на 30 ноября 2012 года на 15 час. 20 мин.
30 ноября 2012 года состоялось заседание Правления Управления по тарифам, на котором был произведен расчет тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые Обществом, в размере 16,50 рублей (рост относительно 2012 года 10%) за один тарифный пояс (10 км).
Указанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании представленными заинтересованным лицом письменными доказательствами. У суда отсутствуют основания ставить под сомнение и не доверять исследованным в судебном заседании доказательствам.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что при принятии оспариваемого приказа были соблюдены процедура и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, установленные Порядком № 506-т.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что довод заявителя о нарушении порядка установления тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые Обществом, является несостоятельным и не может повлечь признание приказа от 17 декабря 2012 года недействующим.
Обществом были приведены доводы относительно экономической необоснованности тарифа, установленного оспариваемым актом в связи с неправильным определением расходов Общества.
Указанный довод Общества судом признается несостоятельным по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), Правительству Российской Федерации предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цена (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тем же Указом предусмотрено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221, утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в частности, по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" № 17-ФЗ, тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (статья 1 Федерального закона № 147-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" было утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
Положением установлены цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы, а также контроля за их определением (установлением) и применением (подпункт а пункта 1 Положения).
Данным Положением определено, что тариф - это ценовая ставка за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) субъектами регулирования (пункт 3 Положения).
Пункт 13 данного Положения указывает на то, что основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Для определения величины подлежащих установлению тарифов, сборов и платы производится расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
а) расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе: расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, включая уплату процентов за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с продажей иностранной валюты;
расходы, связанные с участием в совместной деятельности;
б) отчисления на амортизацию основных средств, определяемые с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;
в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании тарифов, сборов и платы, утверждаемой Федеральной службой по тарифам в установленном порядке;
г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
д) субсидии, а также иные меры государственной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 14 Положения).
Органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам (пункт 15 Положения).
Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования (пункт 19 Положения).
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения), утверждаются Федеральной службой по тарифам (пункт 20 Положения).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года № 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
Методика предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий, при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (раздел 1 пункт 2).
Представитель Управления по тарифам Орловской области С.И.В. в судебном заседании при рассмотрении дела указывала на то, что при определении тарифа за услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области приведенные правовые положения Федеральных нормативных правовых актов были применены и определен объем экономически обоснованных затрат Общества, исходя из которых, тариф за услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области составляет 18,93 рубля за один тарифный пояс.
Согласно экспертному заключению, которое было начато 13 ноября 2012 года и окончено 27 ноября 2012 года, экспертами был скорректирован расчет затрат Общества с учетом показателей и обоснований, проекта размера движения пригородных поездов на территории Орловской области на 2013 год и окончательно затраты Общества на перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Орловской области были приняты к расчету в сумме <...> тыс. рублей, пассажирооборот в размере <...> млн. пасс. км., населенность вагонов - <...> человека. Дополнительный доход общества должен был составить <...> млн. рублей (исходя из планового пассажиропотока на 2013 год), выпадающие доходы должны составить <...> млн. рублей.
При этом экспертами применялась Методика расчета экономически обоснованных затрат, в частности, пункты 23.7.2.2; 22.9.2.2.; 22.9.2.4.
На основании изложенного, экспертами был предложен экономически обоснованный тариф за услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области в размере 18,93 рублей, пассажирооборот в размере <...> млн. пас. - км., населенность вагонов - <...> человека.
Суд, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что Управлением по тарифам при определении тарифа за услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области был применен метод экономически обоснованных затрат.
В свою очередь, заявителем не было представлено суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Управлением по тарифам при расчете тарифа не была применена Методика расчета экономически обоснованных затрат, а также не было заявлено ходатайств об их истребовании.
Вместе с тем, представитель Управления по тарифам Р.Ю.Ф., возражая против требований заявителя, указывал на то, что тариф в размере 16,5 рублей был утвержден Управлением по тарифам с учетом Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, а также с учетом обеспечения доступности пригородных перевозок и недопущения увеличения нагрузки на бюджет Орловской области в части выплаты субсидий организациям железнодорожного транспорта.
В обоснование указанных возражений был представлен Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, а также данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в Орловской области, которая в июле 2012 года составила <...> рубля, в ноябре 2012 года - <...> рублей; сведения об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территориях: Брянской области в размере <...> рублей, Белгородской области в размере <...> рублей, Курской области в размере <...> рублей. Также представитель Управления по тарифам указывал на то, что Законом Орловской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" были утверждены основные характеристики областного бюджета на 2013 год, согласно которым дефицит областного бюджета составляет 4089687,3 тыс. рублей. Вместе с тем, согласно бухгалтерской отчетности Общества, чистая прибыль Общества в 2012 году составила <...> рубля, а в 2011 году - <...> рублей. Уровень рентабельности, то есть отношение уровня дохода предприятия в целом к его затратам в целом, у Общества в 2011 году составил <...> %, в 2012 году - <...> %, что подтверждается выпиской из бухгалтерского баланса и свидетельствует о безубыточности осуществляемой обществом деятельности в целом, в том числе и на территории Орловской области. Доход от продажи билета на поездку из соседнего региона на территорию Орловской области учитывается на территории той области, где осуществляется покупка билета. При этом Общество при формировании расходов от осуществляемых перевозок на территории Орловской области относит их к убыткам, предъявляемым к бюджету Орловской области.
Указанный довод был проверен при рассмотрении дела и суд признает позицию Управления по тарифам обоснованной, так как она согласуется с положениями Федерального законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ Российской Федерации "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определены основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации.
В частности, железнодорожный транспорт в Российской Федерации признан своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом.
Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Исходя из основных понятий, которые определены в указанном Федеральном законе, пользователем услугами железнодорожного транспорта является пассажир, перевозчиком - юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения (статья 2 Федерального закона № 17-ФЗ).
Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях: обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования; обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития (статья 4 Федерального закона № 17-ФЗ).
Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (статья 1 Федерального закона № 147-ФЗ).
В статье 7 названного Федерального закона указано, что в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
В Положении о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643, указано о том, что одной из основных целей государственного регулирования и установления тарифов в отношении субъектов естественных монополий является обеспечение баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования.
Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется, в том числе, в целях обеспечения недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта (пункты 1, 4 подпункты "б", "ж").
Анализ содержания пунктов 1, 3 - 7, 9 названного Положения в их системном единстве свидетельствует о возможности установления тарифов как в виде абсолютных величин, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.
Из содержания положений Федеральных законов "О естественных монополиях", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также постановлений Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239, от 10 декабря 2008 года № 950, от 5 августа 2009 года № 643 следует вывод о том, что, устанавливая тариф ниже уровня экономически обоснованного, Управление по тарифам действовало в пределах предоставленных полномочий.
Правилами государственного регулирования отношений между субъектом естественной монополии и потребителями услуг (пассажирами) признано обеспечить как доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности участников данных правоотношений.
Возможные ограничения прав владения, пользования и распоряжения имуществом должны быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать частное и публичное начало в сфере экономической деятельности.
Установление тарифа на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2013 году в 18,93 рублей за 1 тарифный пояс и выше, как указывает заявитель, по мнению суда, не будет обеспечивать доступность железнодорожного транспорта пригородного сообщения жителям Орловской области, которые имеют различный уровень достатка и дохода, а также не будет являться гарантией государства в доступности услуг железнодорожного транспорта пригородного сообщения для социально незащищенных слоев населения, поскольку размер тарифа, предложенный Обществом, будет превышать тариф предыдущего года более чем на 20%.
Вместе с тем, Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов установлено, что изменение тарифов на пассажирские перевозки предусматривает рост на 10% ежегодно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем тариф является экономически обоснованным, установленным с соблюдением процедуры принятия и введения в действие, с учетом баланса экономических интересов субъекта естественной монополии и потребителей данных услуг.
По мнению суда, не является основанием для признания приказа Управления по тарифам от 17 декабря 2012 года недействующим довод заявителя о том, что установлением тарифа в размере 16,5 рублей за один тарифный пояс не обеспечена безубыточная деятельность Общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот, преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативный правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2010 года № 461 было принято постановление "Об утверждении порядка предоставления ежеквартальной компенсации выпадающих доходов организациям железнодорожного транспорта от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Орловской области", которым определен механизм предоставления ежеквартальной компенсации выпадающих доходов организациям железнодорожного транспорта от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Орловской области (пункт 1 Порядка).
Исходя из указанного Порядка, компенсация предоставляется организациям железнодорожного транспорта на основании договоров с Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области о предоставлении субсидий из бюджета Орловской области (пункт 2 Порядка).
Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области и Обществом был заключен договор от 26 декабря 2012 года № <...> на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Орловской области в 2013 году.
Предметом настоящего договора является осуществление транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области с установлением платы за транспортное обслуживание пассажиров на основании тарифа, установленного Управлением по тарифам Орловской области, а также предоставление ежеквартальной компенсации выпадающих доходов Общества от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Орловской области.
Условиями для получения компенсации являются осуществление перевозки населения и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Орловской области с установлением платы за транспортное обслуживание пассажиров на основании тарифа, установленного Управлением по тарифам Орловской области и наличия выпадающих доходов (убытков), образовавшихся от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Орловской области.
Согласно пункту 1.2 договора, Департамент обеспечивает предоставление из бюджета Орловской области, в порядке, определенном постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2010 года № 461 "Об утверждении порядка предоставления ежеквартальной компенсации выпадающих доходов организациям железнодорожного транспорта от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области", субсидий Обществу в виде компенсации в пределах лимитов бюджетной обеспеченности, установленной Законом Орловской области от 7 декабря 2012 года № 1431-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов". Согласно приложению 14 к указанному Закону, в 2013 году предусмотрено выделение субсидий организациям железнодорожного транспорта в сумме 20000,0 тыс. рублей.
Таким образом, вышеизложенным порядком заявителю гарантировано право на компенсацию выпадающих доходов.
Следовательно, оспариваемый приказ не нарушает экономических прав и интересов заявителя.
Суду не представлены доказательства того, что оспариваемый приказ Управления по тарифам нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
С учетом обстоятельств указанных выше, суд приходит к выводу о том, что приказ Управления по тарифам Орловской области от 17 декабря 2012 года соответствует требованиям пункта 1 абзаца второго статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя о нарушении Управлением по тарифам при расчете тарифа процедуры, установленной Регламентом, не является основанием для признания приказа от 17 декабря 2012 года недействующим, поскольку Управлением по тарифам был соблюден порядок рассмотрения вопросов по установлению тарифов, утвержденный Приказом № 506-т, который имеет большую юридическую силу.
Доводы заявителя о том, что Общество не было извещено о времени и месте заседания Правления, представитель Общества не присутствовал на заседании Правления Управления по тарифам, не могут быть признаны судом обоснованными ввиду следующего.
При рассмотрении дела судом установлено, что 13 ноября 2012 года Управление по тарифам известило Общество о том, что заседание Правления по вопросу установления тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении состоится 28 ноября 2012 года в 15 часов 20 минут.
28 ноября 2012 года в адрес Управления по тарифам от Общества поступило сообщение о невозможности направления 28 ноября 2012 года представителя на заседание Правления. В данном сообщении содержалась просьба о переносе заседания Правления на 30 ноября 2012 года в 15 часов 20 минут.
Согласно протоколу, заседание Правления состоялось 30 ноября 2012 года с повесткой дня: установление тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые открытым акционерным обществом "Центральная пригородная пассажирская компания". По результатам заседания Правления Управлением по тарифам было принято решение об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области.
Представитель Общества Л.А.Ю. в судебном заседании при рассмотрении дела не отрицала указанные выше обстоятельства.
Таким образом, Управлением по тарифам был соблюден порядок, предусмотренный приказом ФСТ № 506-т, которым установлено, что представитель субъекта естественной монополии вправе присутствовать при рассмотрении вопроса по установлению тарифов соответствующим органом регулирования субъекта Российской Федерации. О дате рассмотрения вопросов по установлению тарифов субъект естественной монополии уведомляется соответствующим органом регулирования субъекта Российской Федерации не менее чем за 10 рабочих дней (пункты 42, 43 приказа № 506-т).
Довод об отсутствии экспертного заключения при решении вопроса об установлении тарифа на 2013 год, по мнению суда, является несостоятельным, поскольку при рассмотрении дела установлено, что приказом начальника Управления по тарифам от 1 августа 2012 года № 1003-т был назначен уполномоченный и создана экспертная группа по рассмотрению предложений Общества по установлению тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области. В состав экспертной группы вошли С.И.В. - начальник отдела регулирования тарифов и анализа в сфере естественных монополий Управления по тарифам и П.Д.А. - главный специалист отдела регулирования тарифов и анализа в сфере естественных монополий Управления по тарифам.
Экспертиза была проведена в период с 13 ноября 2012 года по 27 ноября 2012 года.
В экспертном заключении содержатся обоснования и выводы экономической обоснованности установленного тарифа со ссылкой на Методику расчета экономически обоснованных затрат.
Экспертное заключение было представлено Управлением по тарифам в качестве доказательства установления экономически обоснованного тарифа и оценивалось судом с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.
Факт ненаправления экспертного заключения в адрес общества не свидетельствует об отсутствии такового, поскольку приказ № 506-т не обязывает Управление по тарифам направлять экспертное заключение в адрес субъекта естественной монополии. Субъект естественной монополии уведомляется органом регулирования о дате рассмотрения вопроса по установлению тарифа не менее чем за 10 рабочих дней.
Не является основанием для признания недействующим приказа Управления по тарифам от 17 декабря 2012 года и довод заявителя о нарушении срока рассмотрения заявления Общества, поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что заявление Общества об установлении тарифа на услуги по железнодорожным перевозкам поступило в адрес Управления по тарифам 13 июля 2012 года. По результатам рассмотрения вопроса об установлении тарифа Правлением Управления по тарифам 30 ноября 2012 года было принято решение об издании приказа об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые Обществом. 17 декабря 2012 года приказом Управления по тарифам был установлен тариф на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Орловской области на один тарифный поезд (10 км) в размере 16,5 рублей.
Таким образом, шестимесячный срок рассмотрения вопроса по установлению тарифа, предусмотренный пунктом 39 Порядка № 506, Управлением по тарифам нарушен не был.
Довод заявителя о том, что при утверждении бюджета на 2013 год не мог быть определен размер субсидий в сумме необходимой для компенсации расходов Общества, так как не был установлен тариф не является предметом рассмотрения данного спора, поскольку Закон Орловской области от 7 декабря 2012 года № 1431-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в соответствующей части заявителем не оспаривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" о признании приказа Управления по тарифам Орловской области от 17 декабря 2012 года № 1837-т "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые открытым акционерным обществом "Центральная пригородная пассажирская компания" недействующим и противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья
И.Н.САБАЕВА


------------------------------------------------------------------