Решение Арбитражного суда Орловской области от 07.05.2013 по делу N А48-317/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2001 N 9/123-ГС "О нормативах потребления газа, водо-, тепло-, энергоресурсов для населения г. Орла" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг для центрального отопления и горячего водоснабжения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. по делу № А48-317/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25.04.2013 г., полный текст решения изготовлен 07.05.2013 г.
Арбитражный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Капишниковой Т.И., судей Полиноги Ю.В., Соколовой В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Ж" (<...>)
к Орловскому городскому Совету народных депутатов (<...>)
третьи лица: Администрация города Орла (<...>), Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области (<...>) Общество с ограниченной ответственностью "О" (<...>); при участии Прокуратуры Орловской области (<...>)
о признании недействующим (в части) нормативного правового акта
при участии:
от заявителя - представители С.М.Я. (доверенность от 10.12.2012 г. <...>), С.А.И. (доверенность от 18.04.13 г. <...>)
от ответчика - начальник правового управления Абрамова И.В. (доверенность от 21.01.2013 г. <...>)
от Прокуратуры Орловской обл. - прокурор отдела Лебедева Ю.В. (доверенность от 11.03.2013 г. <...>, служебное удостоверение)
от Администрации города Орла - юрисконсульт отдела правовой поддержки по вопросам градостроительства и землепользования правового управления Е.О.А. (доверенность от 08.10.2012 г. <...>), председатель комитета по тарифам Т.А.С. (доверенность от 01.02.2013 г. <...>)
от Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции - начальник отдела государственного жилищного надзора Г.Е.А. (доверенность от 29.03.2013 <...>),
от ООО "О" - представители Б.Р.В. (доверенность от 02.07.2012 г. <...>), В.Е.Г. (доверенность от 24.04.13 г. <...>).

установил:

Закрытое акционерное общество "Ж" (далее - ЗАО "Ж", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Орловскому городскому Совету народных депутатов (далее - ответчик, Совет), в котором просит признать решение Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2001 г. № 9/123-ГС "О нормативах потребления газа, водо -, тепло -, энергоресурсов для населения г. Орла" недействующим в части установления нормативов потребления коммунальных услуг для центрального отопления (таблица 1) и горячего водоснабжения (п. 9 таблицы 2), как не соответствующее ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; п. 3; пп. "б" п. 16; пп. "а" и "д" п. 4, п.п. 10, 11, 13, 19, 21 - 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 (далее - Правила № 306).
В обоснование заявленных требований ЗАО "Ж" указало, что нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на территории г. Орла установлены неуполномоченным органом - решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.01 г. № 9/123-ГС.
Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на территории г. Орла до настоящего времени не приведены в соответствие с действующими редакциями ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 3 Правил № 306, которые имеют по отношению к оспариваемому нормативному акту большую юридическую силу.
В нарушение пп. "а" и "д" п. 4, п. 10, п. 11 Правил № 306 оспариваемым решением от 27.09.01 г. № 9/123-ГС утверждены единые (недифференцированные) нормативы по отоплению и горячему водоснабжению для всех многоквартирных домов, расположенных на территории г. Орла, т.е. без учета различий в их конструктивных и технических параметрах, а также без учета степени благоустройства каждой группы многоквартирных домов, степени износа инженерных систем.
В оспариваемом решении от 27.09.01 г. № 9/123-ГС не представляется возможным определить, какой именно метод, из предусмотренных Правилами № 306, был применен при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на территории г. Орла.
Ответчик требования не признал, в отзыве и дополнении к нему указал, что обжалуемое решение не является нормативным правовым актом, поскольку данный правовой акт устанавливает лишь количественный показатель объема потребления коммунальных ресурсов, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу и не содержит правил поведения.
Применительно к ч. 4 ст. 198 АПК РФ ответчик заявил о пропуске ЗАО "Ж" срока на обжалование ненормативного акта.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ № 887 от 02.08.1999 г., действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления. Таким образом, правовой акт был принят Орловским городским Советом народных депутатов в рамках компетенции.
Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ не содержал переходных положений в части передачи полномочий органов местного самоуправления в пользу субъектов РФ. Ссылаясь на судебную практику ответчик указывает, что нормативный правовой акт органа местного самоуправления прекратит свое действие только после утверждения соответствующих нормативов потребления уполномоченными органами субъекта РФ.
Кроме того, ответчик считает, что заявителем не представлено нормативного обоснования нарушения его прав и законных интересов оспариваемым правовым актом.
Определениями Арбитражного суда Орловской области от 11.03.13 г. и от 01.04.2013 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Администрация города Орла, Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области, ООО "О".
Администрация г. Орла требования ЗАО "Ж" не признала, в объяснениях по делу указала, что передача полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов не может означать автоматического признания незаконным нормативов потребления, ранее установленных органами местного самоуправления, действовавшими в момент такого установления в пределах своей компетенции (принцип непрерывности исполнительно-распорядительной власти в переходный период).
Постановлением Правительства Орловской области от 13.09.12 г. № 329 "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 г. г." установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах необходимо использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. По мнению Администрации, таким образом, высшим региональным органом исполнительной власти субъекта РФ де-юре признано действие нормативов потребления коммунальных услуг, принятых в 2001 г. органами местного самоуправления. Следовательно, отмена этих нормативов до 2014 г. войдет в противоречие с названными выше актами федерального и областного законодательства.
Администрация считает, что в нарушение ст. 29 и ст. 192 АПК РФ заявителем не указаны и не обоснованы, какие именно его права нарушены оспариваемым нормативным актом, поскольку он не является теплоснабжающей организацией. ЗАО "Ж" в отношениях по договору энергоснабжения является исполнителем коммунальных услуг, а, соответственно, ненадлежащим заявителем по данному делу, поскольку ст. 157 ЖК РФ устанавливает правила оплаты коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах. В части денежных расчетов за потребленное тепло исполнитель коммунальной услуги является только финансовым посредником между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг - жителями многоквартирных домов.
Оспариваемые нормативы были утверждены уполномоченным органом - Орловским городским Советом народных депутатов, на момент утверждения соответствовали действующему законодательству, поскольку были рассчитаны на основе действующих СНиПов 2.04.07-86 "Тепловые сети" и 23-01-99 "Строительная климатология". Расчет осуществлялся специалистами МУПП "О". Действовавшее в 2001 г. законодательство не предусматривало обязательную дифференциацию нормативов теплопотребления в зависимости от эксплуатационных параметров зданий. Поэтому принятый норматив представляет из себя расчетный расход тепловой энергии по г. Орлу, усредненный по всем отапливаемым в централизованном порядке многоквартирным домам.
Применительно к требованиям п. 13 Правил № 306 третье лицо указало, что у администрации г. Орла нет данных, подтверждающих, что в спорный период произошли существенные изменения конструктивных и технических параметров домов г. Орла, при котором их средний удельный объем потребления тепла изменился более чем на 5%, либо о резком изменении климата, поэтому отсутствуют основания для изменения норматива потребления тепловой энергии на отопление помещений.
Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области в объяснениях по делу указало, что оно является органом государственной власти специальной компетенции, осуществляющим правоприменительные функции, полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг Управление наделено с января 2011 г.
Приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 06.12.12 г. № 286 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Орловской области при отсутствии приборов учета, которые вступают в силу с 01.05.13 г. (приказ от 28.12.12 г. № 338.)
Управление также считает, что заявителем в нарушение ст. 192 АПК РФ не указаны и не обоснованы какие именно его права и законные интересы нарушены, какие обязанности незаконно на него возложены оспариваемым нормативным актом.
Общество с ограниченной ответственностью "О" в отзыве по делу и дополнениях к нему указало, что нормативы потребления коммунальных услуг, установленные Орловским городским Советом народных депутатов считаются действующими до тех пор, пока не вступит в силу соответствующий нормативный правовой акт, принятый компетентным органом государственной власти Орловской области.
ООО "О" указало, что ЗАО "Ж" не представило документов и доводов, явно свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, поскольку управляющая компания сама по себе не потребляет коммунальный ресурс, закупаемый у ресурсоснабжающей организации, а передает этот ресурс гражданам - жителям жилых помещений. При этом условия передачи этих ресурсов (количество - по утвержденному нормативу, цена - по тарифу для ресурсоснабжающей организации) гражданину аналогичны условиям приобретения управляющей компанией этих ресурсов у ресурсоснабжающей организации. Управляющая компания не вправе получать прибыль от деятельности по передаче коммунальных ресурсов, приобретенных у ресурсоснабжающей организации, потребителям.
В порядке ст. 52 АПК РФ в дело вступил прокурор. Представитель Прокуратуры Орловской области в письменных объяснениях по делу указал, что оспариваемое решение Орловского городского Совета народных депутатов не подлежит отмене и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дело слушалось 19.04.2013 г., в порядке, установленном ст. 163 АПК РФ, в заседании объявлялся перерыв до 25.04.2013 г.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2001 г. № 9/123-ГС "О нормативах потребления газа, водо -, тепло -, энергоресурсов для населения г. Орла" утверждены нормативы потребления тепловой энергии для центрального отопления на 1 кв. м общей площади - 0,180 Гкал в год, норма потребления в месяц 0,015 Гкал на 1 кв. м (таблица 1) и нормативы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (таблица 2) В частности, для горячего водоснабжения установлен норматив 3,187 куб. м/месяц на 1 человека (п. 9 таблицы 2).
Указанный нормативный правовой акт был опубликован в газете "Орловская правда" № 176 от 09.10.01 г.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменена редакция ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (п. 6 ст. 1), в результате полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг законодатель предоставил субъектам РФ.
Постановлением Правительства Орловской области от 13.09.12 г. № 329, принятым в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах и жилых домов" постановлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. (п. 1). Подпунктом 4.1 пункта 5 постановления Правительства Орловской области от 30.04.2009 № 29 "Об утверждении Положения об Управлении по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области" (в редакции постановления Правительства Орловской области от 24.01.2011 № 13) утверждение нормативов потребления коммунальных услуг с 01.01.2011 г. отнесено к компетенции Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области.
Приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 06.12.12 г. № 286 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Орловской области при отсутствии приборов учета, которые вступают в силу с 01.05.13 г. (приказ от 28.12.12 г. № 338.)
08.02.2013 г. ЗАО "Ж" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействующим решения Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2001 г. № 9/123-ГС "О нормативах потребления газа, водо -, тепло -, энергоресурсов для населения г. Орла" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг для центрального отопления (таблица 1) и горячего водоснабжения (п. 9 таблицы 2).
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
При этом в силу части 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг, основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее по тексту - Правила № 306).
Пунктом 2 Правил № 306 установлено, что "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Согласно п. 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 4 Правил № 306 установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, в частности, в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (пп. "а" п. 4); в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (пп. "д" п. 4).
Согласно п. 10 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются:
в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. (п. 11 Правил № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации. (п. 13 Правил № 306).
Согласно п. 16 Правил изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктами 19, 21 - 22 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Довод заявителя о том, что нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на территории г. Орла установлены неуполномоченным органом - решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.01 г. № 9/123-ГС., не принят арбитражным судом.
Согласно абз. 7 ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (действовавшего до 01.03.2005 г.) органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого нормативного акта Орловский городской Совет народных депутатов являлся уполномоченным органом на установление рассматриваемых нормативов.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в связи с которыми размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 14 Правил № 306).
Внеся Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по установлению размера платы за коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг.
Этим же законом предусматривалось, что утверждение размера платы за коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг субъектами Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 27.07.2010 № 237-ФЗ устанавливалась возможность передачи части полномочий по установлению размера платы за коммунальные услуги органам местного самоуправления.
Заявителем не доказано наличие оснований для отмены или изменения установленных нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Порядок утверждения субъектами Российской Федерации размера платы и нормативов потребления коммунальных услуг Правительством Российской Федерации также не был установлен.
Субъектом Российской Федерации - Орловской областью не были приняты соответствующие акты по установлению нормативов потребления, постановлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. (Постановление Правительства Орловской области от 13.09.12 г. № 329), а также определен орган государственной власти специальной компетенции, осуществляющий полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг (Постановление Правительства Орловской области от 24.01.2011 № 13).
Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ не содержал переходных положений в части передачи полномочий органов местного самоуправления в пользу субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что решение органа местного самоуправления в части установления нормативов потребления коммунальных услуг не подлежало отмене в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ.
Такой нормативный правовой акт органа местного самоуправления прекращает свое действие только после утверждения соответствующих тарифов и нормативов потребления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Отмена нормативов потребления коммунальных услуг порождала бы за собой правовую неурегулированность в правоотношениях по предоставлению коммунальных услуг, что недопустимо в правовом государстве.
В настоящее время приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 06.12.12 г. № 286 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Орловской области при отсутствии приборов учета, которые вступают в силу с 01.05.13 г. (с учетом приказа от 28.12.12 г. № 338).
Таким образом, требование о признании недействующим решения Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2001 г. № 9/123-ГС "О нормативах потребления газа, водо -, тепло -, энергоресурсов для населения г. Орла" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг для горячего водоснабжения (п. 9 таблицы 2) удовлетворению не подлежит, поскольку после введения нормативов, установленных приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 06.12.12 г. № 286, нормативы, установленные решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2001 г. № 9/123-ГС, применяться не будут.
Указывая, на нарушение оспариваемым нормативным актом пунктов 19, 21 - 22 Правил № 306, заявитель не указал, каким образом применение расчетного метода определения нормативов по причине невозможности применения метода аналогов ввиду отсутствия в 2001 г. многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, могло нарушать права ЗАО "Ж", заявителем не представлено доказательств нарушения методики расчетов. Само по себе неуказание в оспариваемом нормативном акте метода определения нормативов не свидетельствует об отсутствии методики расчетов при установлении нормативов.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что норматив на централизованное теплоснабжение установлен расчетным методом на основе действующих СНиПов 2.04.07-86 "Тепловые сети" и 23-01-99 "Строительная климатология". Расчет осуществлялся специалистами МУПП "О". Действовавшее в 2001 г. законодательство не предусматривало обязательную дифференциацию нормативов теплопотребления в зависимости от эксплуатационных параметров зданий. Поэтому принятый норматив представляет из себя расчетный расход тепловой энергии по г. Орлу, усредненный по всем отапливаемым в централизованном порядке многоквартирным домам.
При этом заявителем не доказано документально наличие оснований, установленных пунктом 14 Правил № 306, для пересмотра норматива.
Постановлением Правительства Российской Федерации, утвердившим Правила № 306, не предусмотрен срок приведения уполномоченными органами ранее утвержденных нормативов в соответствие с названными Правилами. Кроме того, из Правил № 306 следует, что срок действия утвержденных нормативов не может быть менее трех лет. Верхний предел срока действия нормативов законодательством не определен.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В п. 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указывается, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
ЗАО "Ж" осуществляет управление многоквартирными домами и является посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах.
Заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным актом его прав и законных интересов в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Довод ЗАО "Ж" о том, что в договорных отношениях с ООО "О" (договор поставки тепловой энергии <...> от 17.08.12 г) используются оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг, что является достаточным доказательством нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности отклоняется арбитражным судом. Управляющая компания сама по себе не потребляет коммунальный ресурс, закупаемый у ресурсоснабжающей организации, а передает этот ресурс гражданам - жителям жилых помещений. При этом условия передачи этих ресурсов (количество - по утвержденному нормативу, цена - по тарифу для ресурсоснабжающей организации) гражданину аналогичны условиям приобретения управляющей компанией этих ресурсов у ресурсоснабжающей организации. Таким образом, управляющая компания не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами.
Доводы заявителя об обратном не подтверждаются материалами дела.
Ссылка на наличие судебных споров с ООО "О" (объединенное дело № А48-4271/2012) не принята арбитражным судом, поскольку в рамках данного дела судебный акт еще не принят, поэтому довод о том, что судом по делу № А48-4271/2012 будут применены оспариваемые по настоящему делу нормативы, носит предположительный характер.
В Определении ВАС РФ от 22.10.2010 № ВАС-14376/10 указано, что по делам об оспаривании нормативных правовых актов на заявителе лежит обязанность доказать факт нарушения данным актом его прав и законных интересов.
Представленный заявителем в судебном заседании 25.04.13 г. расчет необходимого количества тепловой энергии (Гкал на 1 кв. м жилой площади квартир) по тепловым нагрузкам проектировщиков многоквартирных домов не подкреплен ни одним первичным документом, что не дает суду проверить достоверность указанных в нем числовых показателей как по тепловой нагрузке, так и по площади жилых домов. При этом заявителем не представлено также доказательств того, что при использовании действующих нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению им затрачиваются собственные денежные средства либо иные экономические ресурсы на доведение качества услуг до надлежащего состояния.
Довод заявителя о том, что к нему административными органами применяются санкции за ненадлежащее качество предоставления коммунальных услуг, установленных санитарными нормами и правилами, не подкреплен никакими документами, поэтому не может являться доказательством нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, заявитель не доказал, что ненадлежащее качество предоставления коммунальных услуг (если таковое имело место) было обусловлено исключительно применяемыми нормативами, а не иными обстоятельствами.
При этом, как следует из приложения к протоколу судебного заседания от 25.04.13 г. заявителем представлены доказательства в полном объеме.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
При этом арбитражным судом не принят довод ответчика о том, что оспариваемый акт не является нормативным и заявителем пропущен срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для оспаривания ненормативного акта.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Оспариваемым постановлением утверждены нормативы на коммунальные ресурсы "отопление" и "горячее водоснабжение" без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Закрытого акционерного общества "Ж" о признании недействующим решения Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2001 г. № 9/123-ГС "О нормативах потребления газа, водо -, тепло -, энергоресурсов для населения г. Орла" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг для центрального отопления (таблица 1) и горячего водоснабжения (п. 9 таблицы 2) отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Т.И.КАПИШНИКОВА

Судьи
Ю.В.ПОЛИНОГА
В.Г.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------